Воскресенский собор – памятник воинской славы

Размещено 4 Окт, 2016

Воскресенский собор – памятник воинской славы

Гордость города, его жемчужина – храм, построенный в честь триумфальной победы над Наполеоном — Воскресенский собор, такой родной и такой знакомый, оказывается хранит в себе много преданий и исторических фактов, не получивших широкой огласки.

 
 
 

Метаморфозы

Не многие арзамассцы знают, что по преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя Михаила Архангела  при основании города царем Иоанном  IV  Васильевичем Грозным в 1552 году.  Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый дубовый бревенчатый собор во Славу Воскресения Христова.  В 1741 году он был перенесен из Арзамаса в с.Костылиха, где находится и поныне.

Судьба этого храма весьма необычна. Когда в 1700-е было принято решение строить в Арзамасе каменный Собор, старый деревянный перевезли в село Водоватово, где он и прослужил до конца 19 века. Именно в это время зажиточные водоватовцы приступили к построению каменного храма. Старый Собор перекочевал в Костылиху. Как рассказывают, перевозили его на лошадях и даже тащили бревна волоком, но «умереть» не давали. Конечно, по переезду что-то пришлось заменить, подделать, но Собор оставался богатым с золоченым иконостасом, дорогими иконами, и был очень почитаем среди местных жителей. В 20-е годы прошлого столетия, как и многие другие, храм официально был закрыт, а священник был арестован. И не только он. Заступился за батюшку один местный мужичок, да и пошел вместе с ним по этапу, а в последствии, как говорят, сгинул.

— Несмотря на то, что храм был давно закрыт, — говорит протоиерей Сергий Жулин, — в 70-е годы бабушки молились в нем по большим праздникам. В Соборе по — прежнему был замечательный золоченый иконостас, только уже без икон — разворовали «любители старины». А вот, когда устанавливали Сафроневу Пустынь, иконостас перевезли туда в церковь, которая, к сожалению, вскоре сгорела вместе с ним. Собственно с этого момента Костылихинский Собор и стал рушиться, провалилась крыша, стены и тд. А дубовый пристрой, так просто был разобран на бревна для топки.

Но святости своей храм не терял. Как рассказывают местные жители, в одно лето из — под него забился источник. и целый год текла водичка по сделанному местным жителем ручейку. Так же рассказывают, что где-то в середине 70-х, залезла в храм компания пьяных подростков. Набезобразничали там, сломали, что могли, вообщем покутили в церкви на всю катушку. В последствии судьба этих парней сложилась трагически. Кто погиб, кто умер, а кто просто спился.

В 90-е годы, когда повсеместно началось восстановление храмов, надумали реставрировать и старый собор. Был сделан проект, принято решение, но на этом успокоились. И лишь в 2003 году Москвой были выделены деньги на восстановление по программе реставрации памятников древнего зодчества, так как храм является памятником архитектуры федерального значения, что вообшем-то только ему мешает.

— Приехала бригада, — говорит о.Сергий, бывший в то время благочинным, — которой были наняты местные жители. Причем платили хорошо, но сделали настолько безобразно, что до сих пор приходится латать дыры.

Но собор восстанавливается, правда только за счет пожертвований селян.

А, тогда в 18 веке вместо него был возведен каменный пятиглавый храм также в честь Воскресения Христова, который простоял до постройки нового собора, Дальнейшая судьба его доподлинно не известна.

 

Храм необычайной красоты

Триумфальная победа над Наполеоном вдохновила жителей города построить новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор и поныне является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен.

Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.

 

Святыни собора

Как говорит предание, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII. В то время в городе жили трое братьев Шаянских. Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл  среди людей слабоумным. Но при  этом он был  кроток, благочестив, постоянно ходил в церковь, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой, когда ездили куда-либо по своим торговым делам.

Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по-своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. Однажды, по окончании литургии он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими ветками деревьев, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Шаянский зашел в лодку, чтобы поклониться святыне. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский очень обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько ни расспрашивал он владельцев других судов, людей, находившихся на пристани — все отвечали, что такой лодки никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест себе на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли: двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но, как ни старались, — внести святыню не получалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика  Распятого Христа. Тогда всем стало ясно, что такая святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием. Животворящий Крест братья передали в свою приходскую церковь во имя Ильи Пророка. В церкви во имя Ильи Пророка святой Крест пребывал вплоть до начала XX века. В декабре 1930 года храм был закрыт, Крест был перенесен в Воскресенский собор, как экспонат музея.

Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших по молитвам перед святым Крестом Животворящим, и происходящих по сей день: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. В частности, усердные молитвы арзамасцев перед Животворящим Крестом остановили страшный пожар, начавшийся 26 апреля 1883 года.

По сей день в  Арзамасе существует традиция: в засушливые лета совершается вокруг города крестный ход со святыней и, как правило, уже перед его завершением начинает крапать дождик.

Множество людей, с верою обращаясь ко Спасителю, перед его образом получали и получают исцеления. Сохранились свидетельства об исцелении расслабленных, прозрении слепых и особенно об избавлении детей от различных болезней.

Казанская икона Божией Матери  был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском приходе, где она и находилась до революции. В 1792 году при Крестовоздвиженской церкви был построен новый теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.

Кроме этих чудотворных икон жителями города особо почитаемы: Икона  Божией Матери, «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), икона Божией Матери,  «В родах Помощница», Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромких чудотворцев с частицами мощей, икона святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей.

 

Музей атеизма

В эпоху воинствующего материализма святыни Арзамаса, как и множество других, могли бесследно исчезнуть. Но спасла их от уничтожения, именно атеистическая пропаганда. В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.

Как рассказывает местный краевед Андрей Потороев 8 апреля 1929г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях». Религиозное объединение было названо «Воскресенское соборное». Его возглавили Ф.П. Пудков и П.А. Сюльдин.

Через неделю после этого горсовет постановил снять колокола соборной колокольни с последующей передачей их на переплавку. Председатель Воскресенской общины Пудков от лица верующих написал заявление в президиум горсовета: «На колокольне нашего собора колокола имеют значение не только для звона, но и для часов. Необходимо отметить, что часы там хорошие, старинные, выбивают минуты, четверти и часы. Последнее время почему-то не бьют. Во всяком случае, эти часы имеют общественное значение, и лишаться их не следует». Понятно, что не о часах пеклись прихожане собора, а пытались сохранить дорогие сердцу колокола, понимая, что погибнут они безвозвратно. Понимал это и горсовет, и согласиться на колокольный звон не мог, хотя комиссию по осмотру колокольни назначил, правда, по другому поводу.

А верующие продолжали битву за соборные колокола. В июле 1931г. Пудков написал жалобу во ВЦИК: Тем не менее, его попытки сохранить колокола остались тщетными. В 1932г. их сняли, а колокольню переоборудовали под пожарную каланчу. Башенные часы, о которых писал церковный староста, пришли в полную негодность. 3 ноября 1931г комиссия от горкомхоза совместно с представителем соборной общины Сюльдиным осматривала здания общины. Было выяснено, что фактически верующие пользуются только двумя зданиями – зимним собором и примыкающей к нему церковной сторожкой. Поэтому летний собор решили передать в ведение Главискусства.

— Местные большевики имели на него свои виды, какие точно – неизвестно, но что они были, следует из предупреждения, пришедшего в горсовет 2 декабря 1931г. из Нижегородского Краевого музея. Тот доводил до сведения, что бывший Воскресенский собор  постановлением сектора науки НКП, отнесен к памятникам архитектуры 1 категории, а потому всякое использование здания, перестройка, наружный и внутренний ремонт, могут производиться только с разрешения сектора науки. На этот раз горсовет решил внять доводам ученых и использовать собор для культурных целей, — рассказывает Потороев, —  но сначала его нужно было официально изъять из ведения общины верующих. Для этого председателю церковного совета предъявили претензии в ненадлежащем содержании храмов (обоих) и отсутствии ремонта зданий. Таким образом по решению области 3 апреля 1932г. собор как молитвенное здание ликвидировали и передали  его в ведение горсовета под местный краеведческий музей.

4 апреля 1935 г. в качестве экспоната от церкви Живоносного Источника Божией Матери музей получил полухоругвь с двуглавым орлом и короной. Еще раньше, в конце 1934 г. из закрывшейся церкви Андрея Первозванного  перенесли святыню Арзамаса – Животворящий Крест Господень.

О работе музея, говорит краевед, можно судить из отчетов комиссии, в которых  видно что, музей атеизма работал из рук вон плохо, здание теряло свой неповторимый облик. Но арзамасские власти это уже не волновало, главная цель была достигнута – Воскресенский собор закрыт, службы больше не будет!

Тем не менее в 1944 году собор вновь был передан верующим при личном участии патриарха Всея Руси Сергия Страгородского, уроженца Арзамаса.

 

Трон для императрицы

Воскресенский собор, как и любой памятник культуры, имеет свои запасники, хранящие реликвии, которые требуют обновления. В частности в прошлом году несколько икон 17 века были отправлены в Третьяковскую галерею на реставрацию. Кроме ликов святых там хранятся и другие экспонаты. Одним из самых интересных является Трон Екатерины II. Кресло — трон, сделанное арзамасскими мастерами специально для императрицы на время ее визита в город в 1767 году, до сих пор хранится в Воскресенском соборе Арзамаса.

Весной 1767 года мудрая императрица с целью обозреть часть своего необъятное царство решила объехать центральные территории. В план посещения вошел и город Арзамас. По сохранившемуся преданию Екатерина приехала в город с опозданием, дожди и слякоть затруднили путь. В связи с чем ее конный поезд прибыл в город не днем, а поздно ночью. При въезде в Арзамас, царице предстало странное зрелище – большое количество народу спало крепким сном прямо на поле около города. Екатерина так и назвала Арзамас – сон-город. Как выяснилось, жители города еще с утра ждали приезда императрицы, поэтому и заняли позиции при въезде в Арзамас. Но ни утром, ни днем, ни вечером царицы не дождались, вот и подумали, что приедет на следующий день. Кто разъехался по домам, ну а кто лег спать прямо на поле. Проспавшие встречу арзамассцы смогли увидеть Екатерину II только днем. Восседая в том самом золоченом кресле – троне, сделанном местными умельцами специально для ее визита, царица вела прием. Кстати, в честь приезда императрицы на главной площади города около Воскресенского собора были устроены знаменитые тогда гусиные бои. Сама царица их не посетила, зато члены ее свиты и в том числе граф Орлов вовсю делали ставки. Фавориту Екатерины повезло, он поставил на победителя. Хозяин гуся-победителя подарил птицу графу. Орлов был очень доволен. Вечером того же дня императрица покинула Арзамас.

С тех пор прошло почти два с половиной века, изменился облик не только города, но и  Воскресенского собора. В честь победы над Наполеоном был  построен новый удивительно величественный храм, которому уже более 170 лет. За прошедшее с того момента время  некоторые святыни были вывезены, утеряны, но трон императрицы чудом сохранился и до сих пор находиться в главном храме Арзамаса.

 

Собору нужна помощь

Воскресенский собор не просто великолепнейший храм и гордость нашего города, он является объектом культурного наследия федерального значения. Тем не менее, на протяжение многих лет, его стен не касалась рука реставратора. Последний раз собор реставрировался в 70-е годы прошлого столетия московскими специалистами. Конечно, кое-какие ремонтные работы проводились, но в основном это касалось фасада и коммуникаций. Внутреннее же  убранство и уникальная роспись за эти годы сильно пострадали. Но, здесь надо понимать, что реставрация собора требует огромных финансовых вложений, даже не соизмеримых с восстановлением разрушенных храмов, которые были возрождены в рамках программы «Арзамасские купола».

Не надо думать, что все это время за арзамасский собор не бились. В частности не последнюю роль сыграл правящий архирей Нижегородской митрополии Георгий в том, что в этом году на проведение проектных работ по реставрации храма из федерального бюджета выделено почти 9 миллионов рублей

Ирина Моисеева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели