Память

Размещено 6 Дек, 2018

Память

«Он не снял креста»

Арзамас посетили жители Сеченовского района, у которых в период богоборчества в застенках арзамасской тюрьмы был замучен родственник – иеромонах Иоасаф (Дадонов).

Наша встреча с ними состоялась возле Тихвинского храма, куда первым делом приехали гости – чтобы отслужить панихиду не только по своему предку, но и тем, кто принял мученическую смерть за свои убеждения. Мария Дадонова рассказала, что сведения о его жизни она ищет с 2009 года. В семейном предании осталась только  скудная информация от прабабушки Лукерьи, которой в 1937 году верующие люди передали записку, суть ее в том, что «молитесь за Иоасафа, он принял мученическую смерть, его допрашивали, он не снял креста, не разрешил сбрить бороду, волосы, его пинками загнали под стол и забили насмерть». И это случилось в арзамасской тюрьме. Впоследствии этот факт подтвердился в книге игумена Дамаскина (Орловского) «Новомученики и исповедники российские. Жизнеописание и подвиги» (том 1). Конечно, записка не сохранилась – в те годы даже она могла стать причиной смертного приговора. Так кем же был иеромонах Иоасаф?

— Это был родной брат нашего прадеда Василия, 1874 года рождения, в миру его звали Иваном Григорьевичем, — говорит Мария Николаевна Дадонова. – Родился в с. Болтинка Теплостанского района, являлся насельником Свято-Троицкого Алатырского монастыря, к которому была приписана Свято-Духовская пустынь на берегу реки Суры, где в числе 12 насельников и подвизался наш предок. Мы поддерживаем теплые отношения с алатырскими насельниками, которые считают нас родными. Но вот наконец-то приехали и в Арзамас, где Иоасаф провел свои последние дни.

С гостями тепло пообщался настоятель Тихвинского храма благочиния Арзамаса иерей Дионисий Давыдов. Он отметил, что когда-то рядом с Тихвинским кладбищем находилась тюрьма — в середине 50-х прошлого века в его стенах было организовано предприятие ОКБ «Импульс», и при его возведении во время строительных работ были обнаружены тела погибших.

— Насколько я владею информацией, в тюрьме были очень тяжелые бытовые условия, поэтому многие арестанты умирали — сказал отец Дионисий. — Здесь находился так называемый перевалочный пункт — погибших и замученных хоронили в районе Тихвинского кладбища, а тех, кого должны были расстрелять в Нижнем, отвозили на полигон под областным центром (до сих пор его местонахождение неизвестно). Уже не один год мы вынашиваем мысль установить здесь памятник всем убитым и замученным, надеюсь, что когда-нибудь это желание реализуется.

— Наш предок не канонизирован, но мы надеемся, что и он в числе новомучеников ходатайствует перед Престолом Божиим за Россию и российский народ, во всяком случае, мы считаем его молитвенником за наш род, — отметила Мария Дадонова.  — Наш визит в Арзамас оказался очень трогательным, и мы очень благодарны всем арзамасцам, кто оказал нам радушный прием. Надеемся, что это не последнее посещение города, который стал нам родным.

Текст Елены Малыгиной. Фото Михаила Демянко.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна.

Перейти к верхней панели