Священное звание мужа и жены

Размещено 7 Июл, 2020

Священное звание мужа и жены

8 июля Русская Православная церковь отмечает память святых Петра и Февронии Муромских, к этому дню приурочен государственный праздник – День семьи, любви и верности.
С каждым годом он становится все популярнее – об этом свидетельствует хотя бы количество гостей на ставшем традиционным концерте в Муроме.
Смогли ли муромские святые потеснить западный праздник св. Валентина? С этого вопроса началась наша беседа с клириком Воскресенского собора, помощником благочинного по образованию и катехизации иереем Александром ШИШКОВЫМ.

— Признаться, я не вижу, что праздник св. Валентина по-настоящему популярен в России. У меня, как у человека, который не подарил ни одной «валентинки», сложилось такое впечатление, что пока идет агитационная волна, он имеет поддержку, агитация заканчивается, и люди о нем забывают. Дело в том, что о «валентинках» мы узнали после того, как рухнул так называемый «железный занавес», когда мы соприкоснулись с западной культурой. По сути, и тогда, в 90-е годы прошлого века, и сейчас мало кто интересуется содержанием этого праздника (кто такой Валентин? что он сделал?). Для большинства этот день равносилен обычной тусовке. А вот то, что власть имущие обратили наконец внимание на свои национальные корни, безусловно, радует. Перед нами вдруг всплыли две реальные фигуры из нашей священной истории. Да какие! Нельзя сказать, что граждане знают подробную историю их жития, хотя церковь достаточно много говорит о них, главное, этот праздник, как мне кажется, не навязывают свыше. Признаюсь, мне радостно, что примером для нас стали наши родные предки, у которых можно очень многому поучиться, если, конечно, детально проанализировать факты их жития.

— А ведь их брак был неравным – крестьянки и князя. Кстати, а почему Феврония решила взять «благодарность» за выздоровление исключительно браком? Как-то с трудом верится, что ее решением диктовала корысть.

— В их житии вообще много загадочного. Житийная литература отличается от художественной тем, что в ней нет детальных подробностей, и о некоторых вещах нам приходится просто догадываться. В повествовании о муромских святых есть четкое указание на серьезную болезнь князя, скорее всего, это была проказа. Думаю, как человек верующий, он попросил помощи у Бога, и помощь пришла в лице рязанской девушки-простолюдинки. Хотя можно предположить, что к князю приглашали лекарей всех весей (областей), в том числе и заморских. И посулы за здоровье были, наверное, тоже солидные. А исцелить больного смогла обычная травница. Почему она попросила такую плату? Это было руководительство Божие, иначе говоря, Божий промысел – не от себя она вещала: «Женись на мне». Именно поэтому и знала, что с первого раза он ее просьбы не исполнит, слукавит (не исключено, что по совету окружения, додумался, мол, с крестьянкой сочетаться!). Вы думаете, ей нужна была слава? Последующие события показывают, что это было не так, она приобрела в браке больше скорбей, чем удовольствия, она ведь, если переложить на день сегодняшний, не занималась шопингом и не проводила время в салонах красоты. Наоборот, заботилась о подданных. И когда бояре на нее восстали с требованием уйти и забрать самое ценное, она просит…только любимого мужа. На память сразу приходит аналогия бракоразводных процессов современных миллиардеров – отступными являются яхты, виллы, бизнес и т.д. А чем же не угодила Феврония боярам? Да просто через причину этого неравного брака они хотели решить свои меркантильные интересы. Помните, почему в свое время бояре Лжедмитрия признали? Годунова хотели убрать! И здесь тот же самый сценарий — не видели муромчане в тот момент Божьего промысла, что через эту благочестивую чету Господь посылал их княжеству Свое благословение. И как только князья смиренно покинули град, в Муроме началось кровопролитие, а по их возвращении все снова пришло на стези мира. И уже только один ответ Февронии — «Дайте мне моего мужа!» — учит тому, как супруги должны ценить друг друга.

— В их отношениях, скажем так, была пропущена цветочно-конфетная стадия – князь только выполнил обещание, а женился, по сути, без любви?

— Да, но потом как уважительно относился к таинству венчания! Он, не раздумывая, последовал за своей половинкой, когда их «вежливо» выдворяли из Мурома. Вспомним художественное произведение «Метель» А. Пушкина. Как дворянская шпана, повесы (по-другому не скажешь) отнеслась к таинству венчания? Из хулиганских побуждений, свойственных подросткам, Бурмин вступает в брак с совершенно незнакомой девушкой и уезжает, бросая ее на произвол судьбы. Таинство венчания для него равносильно кувшину воды, который он опорожнил у колодца на дороге и тут же забыл, где утолял жажду. Можно предположить, что только на войне, почувствовав дыхание смерти, герой «Метели» осознал весь ужас своего проступка – князь Петр тоже перед лицом смерти (и уже вторичной!) согласился на женитьбу на крестьянке. На пороге смерти очень многие люди меняют кардинально свое мировоззрение. Это уже факт проверенный.

— Значит, брак может быть и не по любви?

— Каждый человек – индивидуальность, и одного сценария жизни нет на миллионы людей. Я могу утверждать только одно: Любовь – это Божий дар. И его, этот дар, нужно просить, молиться о нем. Если супруги вступили в брак по взаимной симпатии, молиться следует о приумножении любви, о ее сохранении, если нет – о ее появлении в браке. Богу все возможно! Супруги должны понимать, что каждый из них – святыня друг для друга, что звания жены и мужа – священны. Вторая половинка – это твоя половинка, и ее нужно лелеять, заботиться, вразумлять, если надо, исправлять – но с любовью.

— А у Петра и Февронии были дети? Разные источники дают противоречивые ответы на этот вопрос.

— А это тоже загадка. На чине венчания испрашивается супругам целомудрие – не в смысле физического воздержания, а в том, чтобы жили муж и жена во всех отношениях мудро и цельно. В житии муромских святых сказано, что они жили целомудренно, а под конец земного пути ушли в монастыри. Кстати, это была традиция на Руси. А вот то, что они умерли в один день, это, конечно, поражает, удивляет и радует. Это тоже дар Божий, который нужно вымолить.

— Как в сказке – жили они дружно и умерли в один день и час.

— А вам не кажется, что в основу этого сказочного финала легла история муромских князей? Во всяком случае, в одной гробнице их мощи почивают более четырех веков. И кто знает, откуда сказочники почерпнули эту информацию?! Я не исключаю, что из сказания о Петре и Февронии.

— Отец Александр, а как понять человеку, что это именно его половинка?

— И снова повторю – все индивидуально. Главное, чтобы человек не перепутал светлое чувство любви, симпатии со страстью. Каждый из супругов после своего выбора (а сейчас, как я понимаю, нет браков по приказу родителей – молодые люди сами выбирают жену или мужа себе) духовно возрастал на пути брака. Готового счастья, которое в мечтах некоторых хочется цапнуть рукой и жить припеваючи, не бывает. Его нужно строить ценой собственных усилий. А потом, к браку нужно готовиться. Обратимся к Библии – как Господь готовил Адама к появлению в его жизни Евы? Сначала Он привел к нему всех животных и птиц и попросил его наречь им имена, и вот тогда-то увидел Адам, что у него самого нет пары, понял, что он один. И только после этого Творец дарит ему вторую половинку. К созданию семьи нужно готовиться с детских лет, сначала это делают родители – и в первую очередь своим добрым примером. Когда в семье ждут ребенка, ему заранее готовят приданое – кроватку, распашонки, игрушки. Малыша еще нет, а все уже готово к его приходу в этот мир.

— В Муроме возле памятника святым Петру и Февронии установлен кролик, который, по легенде, жил у супругов в доме, паломники и туристы считают нужным потереть по голове или по носу — загадывая желания или просто так, на счастье. Скажите, а это можно делать?

— Ну если хочется, погладьте ему нос, а вот загадывать желание на кролика, это суеверие, проявление язычества, точно так же, как в Питере бросают монетку Чижику-Пыжику. Если у памятника возникают благие желания, то уж лучше помолиться святым. Ведь это памятник освящен, так что их изваяния равносильны иконе.

— Скажите, а в вашей жизни присутствуют наши святые покровители брака?

— Да. Когда я впервые попал в Муром в Троицкий монастырь, будучи еще неженатым человеком, у мощей Петра и Февронии я просил их о даровании мне второй половинки. Как оказалось, моя будущая жена находилась в этой же паломнической группе и попросила святых о том же. Так получилось, что через пять месяцев мы обратили друг на друга внимание. Святые муромские – удивительные святые! И закончить нашу беседу я бы хотел пожеланием — словами красивого гимна, который каждый год исполняется на празднике в Муроме: «Друг друга храните во все времена. Живите в ладу и гармонии. И пусть будет жизнь ваша освящена любовью Петра и Февронии».

Беседовала Елена МАЛЫГИНА

 

Перейти к верхней панели