Итоги проекта «Шаги к успеху!» конкурса на предоставление грантов «Серафимовская школа служения»

Размещено 18 Дек, 2020

Итоги проекта «Шаги к успеху!» конкурса на предоставление грантов «Серафимовская школа служения»

В 2020 году в рамках конкурса на предоставление грантов «Серафимовская школа служения» Арзамасская православная гимназия стала победителем с проектом «Шаги к успеху!»

Основная цель данного проекта – повышение качества оказываемых образовательных услуг путем сокращения потерь, основными из которых являются временные (потеря времени при ожидании, перемещении, дублировании информации), а также внедрение системы 5S как основы наведения и поддержания порядка на рабочем месте учителя и ученика.

Проект включал в себя девять подпроектов.

Подпроект №1. «Оптимизация проведения лабораторных работ по физике, химии и биологии с использованием цифровых лабораторий».

Главное достоинство цифровой лаборатории в том, что не надо тратить время на подготовку к лабораторной работе, высчитывать значение деления приборов и записывать все на бумаге — работа ведется только на результат, и обучение становится более эффективным! Программное обеспечение лабораторий позволяет моделировать идеальный эксперимент и сравнивать его с только что проведенным экспериментом, используется только один регистратор или компьютер. Цифровые лаборатории полностью описывают «физику» проводимого датчиками исследования и позволяют оценить некоторые процессы не только качественно, но и количественно.

Интерфейс программ, встроенных в цифровые регистраторы лабораторий, избавляет ученика от трудоемкой работы, связанной со сбором данных, их обработкой и показом. Данные отображаются как в графической форме в режиме реального времени, так и в табличной форме, для удобства обработки лишь небольшой части данных эксперимента. Так как данные легкодоступны, то учащиеся могут сами легко интерпретировать результаты исследования и делать прогнозы по дальнейшему течению эксперимента, обсуждать свои выводы с одноклассниками и учителем.

Использование цифровых лабораторий не призывает полностью отказаться от традиционного натурного эксперимента, главное, что они позволяют экономить время на уроке и увеличить визуализацию проводимых исследований, добавляют гибкости в учебный процесс, что предоставляет учащимся больше возможностей в исследовании и

изучении мира, а, следовательно, повышается интерес к изучаемому учебному предмету и, соответственно, качество знаний.

Цифровые лаборатории могут использоваться в учебном процессе как на уроках, так и для реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО в части выполнения индивидуального проекта с использованием метапредметных связей, в т.ч. на стыке наук: физика, биология, химия, информатика.

Использование цифровых лабораторий в комплекте с мобильным компьютерным классом и интерактивной панелью позволяет значительно расширить возможности лабораторий.

С помощью увлекательного интерактивного образовательного содержания и специального программного обеспечения для классных аудиторий mozaBook, преподаватели могут сделать свои уроки более зрелищными и эффективными, что позволит пробудить и поддержать интерес учащихся.

Современные 3D-анимации, увлекательные видео и разнообразные приложения для развития навыков, практики и виртуальных опытов делают процесс обучения еще более эффективным.

Периметр проекта Естественнонаучная зона Арзамасской православной гимназии: кабинет физики, холл, кабинеты биологии, химии.

Подпроект №2 «Подготовка учителя к урокам физики, химии, технологии, биологии» затрагивает те учебные предметы, программа которых включается в себя лабораторные и практические работы, требующие дополнительной подготовки учителя.

Целью подпроекта является сокращение времени всех подготовительных работ для проведения лабораторных в 3 раза (от 37 до 12 минут). Сюда входит время комплектации лабораторных наборов, их раздача на парты учащихся, сбор и раскомплектация.

Обоснованием для реализации в гимназии данного проекта являются следующие проблемы:

1. Потеря времени при комплектации и раздаче наборов для практических и лабораторных работ.

2. Отсутствие сортировки имеющегося лабораторного оборудования, инструментов

3. Отсутствие стандартизированных мест хранения лабораторного оборудования, инструментов.

4. Порча лабораторного оборудования.

5. Отсутствие порядка на рабочем месте учителя и в учебном кабинете в целом.

Решение данных проблем найдено в организации пространства учебных кабинетов по системе 5S, приобретении дополнительных стеллажей для хранения лабораторного и практического оборудования, а также тележек для комплектации и раздачи лабораторных наборов на парты учащихся. Данный проект также позволяет формировать у учащихся бережливое сознание.

Подпроект № 3 «Электронная библиотека» включает в себя 2 аспекта:

1. «Электронный каталог» — призван оптимизировать процесс приема, выдачи и сбора книг и учебников. Он предполагает установку специальной компьютерной программы «1С.Библиотека», позволяющей формировать электронный каталог книг, учебников, периодических изданий и медиатечных документов, вести и формировать учетные документы по библиотеке, формировать списки учебников, автоматизировать процесс выдачи учебной литературы учащимся, вести индивидуальное обслуживание читателей, осуществлять быструю выдачу литературы, используя штрихкод сканер, формировать все необходимые отчеты.

Для читателей библиотеки после установки программы открылись дополнительные возможности: они могут быстро подобрать необходимую литературу, воспользовавшись электронным каталогом, сформировать online заявку на выдачу литературы, отследить подготовку документов на выдачу, просмотреть электронный читательский формуляр, с полным перечнем выданных книг, получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в медиатечном каталоге библиотеке. Классные руководители могут просмотреть задолженности у учащихся по сдаче литературы в библиотеку.

2. «Читальный зал» — направлен на оптимизацию пространства библиотеки и формирование полноценного читального зала.

Библиотека гимназии имеет 2 небольших помещения: собственно библиотека и хранилище. Читальный зал да начала реализации проекта включал в себя 8 посадочных мест, из них только 2 компьютизированных. Этого было недостаточно, чтобы удовлетворить потребности учащихся, особенно в условиях запрета на использование сотовых телефонов. Мы хотим, чтобы школьная библиотека стала центром притяжения учащихся, чтобы здесь можно было бы читать, отдыхать, с пользой проводить время, готовить домашнее задание, особенно детям, у которых нет дома компьютера. Применение бережливых технологий привело к перепланировке пространства библиотеки, увеличению посадочных мест в читальном зале до 20, компьютеризированных мест – до 6. Результатом реализации проекта стало также выделение дополнительных мест в хранилище за счет установки мобильных стеллажей архивного типа и наведение порядка в библиотеке посредством внедрения системы 5S.

Подпроект № 4 «Информирование» является одним из самых актуальных на сегодняшний день в образовательном пространстве гимназии, т.к. в век современных технологий, к сожалению, все еще острой остается проблема качественного и своевременного получения, распространения, сбора и хранения информации. Основанием для открытия проекта являются следующие проблемы:

1. Потери времени при передачи информации педагогам, детям, родителям.

2. Информация доходит не до всех участников образовательного процесса или доходит в неполном, искаженном виде.

3. Потеря времени при проведении совещаний по информированию педагогов.

4. Отсутствие обратной связи или потеря времени при сборе информации от педагогов.

5. Потеря времени при дублировании информации.

6. Невозможность быстрого распространения срочной информации.

7. Отсутствие локальной сети для распространения и хранения информации.

8. Несвоевременная сдача нужной информации, отчета.

При этом нами выявлена коренная причина названных проблем: отсутствие единого источника информации и единых форм сбора результатов.

В ходе реализации проекта найдены следующие решения: отмена длительных совещаний; более широкое применение при информировании и передаче информации современных технологий (Интернет, вайбер, СМС), стандартизация алгоритма действий администратора, учителя; активизация локальной сети; разработка единых форм сбора информации, бланков.

Также в рамках данного проекта был установлен школьный радиоузел. Отметим, что школьный радиоузел не только позволит значительно сократить время на передачу особо важной, срочной информации, но и расширил воспитательные возможности гимназии (проводятся аудиоперемены, организуются поздравительные акции)

Подпроект № 5 «Организация развивающего и комфортного пространства»

В гимназии создана благоприятная и комфортная среда для пребывания учеников, учителей, родителей. Современные условия обучения и воспитания несут новые тенденции и предполагают новые подходы к организации школьного пространства, наиболее эффективное использование которого, приведет к дополнительным образовательным и воспитательным эффектам. Натурные исследования данного вопроса, наблюдения за детьми позволили выявить ряд проблем: бесполезное времяпровождение при ожидании начала работы кружков, секций, курсов подготовки к ЕГЭ, ОГЭ (по требованиям СанПиН кружки, факультативные занятия должны начинаться не ранее 45

минут после последнего урока), отсутствие специализированных мест в рекреации для организации самоподготовки и самообразования в 5-11 классах, игры в телефон и, связанные с этим, риски ухудшения здоровья (зрение, осанка, память, внимание, нервная система).

Картирование процесса позволило заметить и еще одну проблему – стихийное скопление портфелей, рюкзаков, сумок, перед трапезной во время завтрака и обеда. Это ведет к загромождению коридора и запасного пути, порче портфелей, повышенному травматизму (в заваленном коридоре легко споткнуться о портфель и упасть)

Рабочая группа совместно с учителями, воспитателями, обучающимися, родителями предложила выделить следующие зоны для организации развивающего пространства: интеллектуальную, естественнонаучную, зону свободного доступа книг, спортивную, астрофизическую, выставочную, конференц-зону.

Первоочередной задачей для рабочей группы проекта стал поиск идей, разработка методического материала по использованию уже имеющихся пособий. Кроме того предложено усилить эффект современными информационными средствами: интерактивная панель, с возможностью развивающих игр и возможностью демонстрации научно-познавательных программ, исторических, искусствоведческих материалов, фильмов и т.п.

В ходе работы над проектом нашелся путь беззатратного решения проблемы нагромождения портфелей в коридорах по пути следования учащихся к трапезной: На совещании учителей было предложено оставлять портфели учеников в классе, где проходил урок перед трапезой. После обсуждения с Советом обучающихся это решение было принято и применено на практике. Данное решение оказалось удачным и эффективным.

В гимназии около каждого класса в коридоре появились информационные стенды. В естественнонаучной зоне размещены географические карты: карта Нижегородской области, карта полушарий, карта России, политическая карта мира, карта Нижегородской митрополии, карта города Арзамаса. Выполнены они из магнитного материала, что позволяет использовать их в дидактических целях: сменные магнитные карточки с названиями городов, рек, морей, гор и т.п. – позволяют менять информацию и постоянно привлекать внимание детей к обновляемому материалу. В зоне также размещены аквариумы для рыб и черепах, различные виды комнатных растений с иформационными карточками с указанием: названия (русского и латинского), места естественного обитания, особенностями ухода и т.п.

Организованы места в рекреациях для самоподготовки. В интеллектуальной зоне имеются шахматы и шашки – для желающих интеллектуально посоревноваться.

Организованы выставочные зоны для сменных тематических выставок рисунков и фотографий.

Особый интерес вызывает спортивная зона. На каждом этаже размещены коробки с настольным футболом, на первом этаже установлены магнитные дартсы и баскетбольные кольца. Дети под присмотром педагога в перемену могут активно подвигаться.

В конференц-зоне установлено звуковое оборудование, удобные мягкие стулья. Это пространство гимназии полностью готово к проведению конференций, выступлений и различных мероприятий.

Подпроект № 6 «Школьный гардероб»

В гимназии с каждым годом увеличивается количество учеников.

После анализа «Листов проблем» выяснилось, что одной из насущных проблем гардероба является «сырая обувь», неудобное хранение обуви в пакетах, потеря сменной обуви, потери времени на поиск пропавших вещей.

Гардероб 1-3 классов сильно загружен (текущий показатель 180 мест). Дети младшего школьного возраста не могут достаточно быстро одеться и раздеться, поэтому в раздевалке скапливается большое количество детей, что ведет к повышенной травмоопасности.

В гимназии имеется гардероб для 1- 3 классов и гардероб для 4- 11 классов.

Рабочая группа проекта предложила организовать гардеробы следующим образом: разгрузить гардероб для 1-3 классов и оставить в нем только 1-2 классы (со 180 человек разгрузить до 150 человек), расширить помещение гардероба для 3-11 классов за счет учительской раздевалки и соответственно увеличить количество мест с 210 человек до 400 человек (при этом массовые потоки одевания-раздевания 3-4 классов на прогулку и обратно не совпадают с массовым потоком одевания домой 5-11 классов), учительскую раздевалку организовать в имеющемся помещении на 2 этаже.

В каждой раздевалке организованы и подписаны индивидуальные ячейки для хранения обуви на каждого ученика. В гардеробе 1-2 классов такие ячейки размещены в конструкцию банкеток при вешалках, а в гардеробе 3-11 классов в отдельных конструкциях, расположенных вдоль боковых стен и вокруг стены, которая отгораживает узел теплового учета, размещенный в гардеробе.

Каждое место на вешалке подписано с указанием класса, фамилии и имени ученика.

Использование таких нововведений облегчило процесс переодевания и свело к минимуму потерю и поиск обуви и вещей. При этом школьники приучаются к аккуратности.

Подпроект № 7 «Трапезная. Актовый зал»

Данный проект можно условно поделить на два подпроекта, первым из которых является «Трапезная», а вторым подпроектом – «Преобразование трапезной в актовый зал».

После анализа информации с «Листов проблем» выяснилось, что родителей и детей волнует проблема остывшей еды, а именно супа. Для выявления потерь, возникающих в процессе накрывания на столы, использовано картирование потоков. Составив карту текущего состояния, были выявлены два блока проблем:

— проблемы при накрывании;

— проблемы при сборе использованной посуды.

Используя инструмент «диаграмма спагетти», рабочая группа проекта проанализировала хронометраж передвижений при раздаче и накрывании на столы супа. Выяснилось, что ВПП подачи супа занимает до 25 минут (на 220 питающихся) При этом для остывания супа в тарелке достаточно 10 минут.

В ходе заседания рабочей группы проекта были предложены следующие варианты:

— розлив супа в уже расставленные по столам тарелки, но как оказалось на практике это дало лишь незначительное сокращение временных затрат;

— розлив супа в супницы (одна супница на 2 стола – 12 человек). Это позволит сократить ВПП подачи супа до 5 минут. По тарелкам суп будут разливать воспитатели непосредственно перед приемом пищи.

При сборе использованной посуды выявились проблемы: нехватка места для сбора использованной посуды, нагромождение посуды, ведущее к бою посуды, скопление учащихся у выхода и зоны сбора посуды, потеря времени при ожидании и испачканная одежда.

Проанализировав потоки перемещений детей по трапезной, рабочая группа проекта выбрала вариант разведения потоков детей и организации дополнительных мест складирования использованной посуды на многоярусные мобильные тележки с возможностью дальнейшего перемещения к моечному цеху трапезной. Кроме этого, организован раздельный сбор стаканов, ложек и вилок на отдельные подносы.

Следующий подпроект, относящийся к трапезной, – это преобразование трапезной в актовый зал. В гимназии нет отдельного актового зала, поэтому в трапезной организована «сцена», установлено соответствующее звуковое оборудование: колонки,

микрофоны, микшерный пульт. При необходимости проведения культурно-массовых мероприятий: гимназических праздников, линеек, общегимназических родительских собраний, трапезная преобразуется в актовый зал. Картирование процесса показало, что на расстановку столов, лавочек, установку оборудования тратится до 30 минут, столько же тратится и на обратный процесс, т.е. ВПП составляет около 1 часа. Сотрудники производственной системы РОСАТОМа, указав на свой опыт, пояснили, что сократить время «преобразования» поможет стандартизация процесса. Поэтому мы решили применить соответствующую разметку: обозначить начало и конец ряда столов для трапезы, рядов лавочек для праздника. Установка колонок на стены стационарно на специальные держатели позволит сократить время на установку аппаратуры, при этом шнуры для подключения не будут «мешаться» под ногами, скручиваться и травмироваться при монтаже. Использование таких нововведений позволило сократить ВПП преобразования трапезной в актовый зал и обратно на 20 минут.

Подпроект № 8 «Подготовка к уроку физкультуры. Лыжи».

Данный подпроект был выделен и родителями, и детьми как наиболее актуальное и требующее решения.

На момент начала реализации проекта в гимназии отсутствовала достаточная лыжная база. Учащиеся начальных классов для организации уроков физической культуры в зимнее время приносили лыжи из дома.

После проведения картирования данного процесса, куда была включена транспортировка лыж, был выявлен целый ряд проблем, наиболее значимыми из которых стали следующие:

— проблема сохранности лыж и наличие специализированного места их хранения;

— сокращение полезного времени урока;

— сложность и несвоевременность доставки лыж родителями и детьми, а также безопасность при транспортировке лыж;

— проблема безопасности при перемещении учащихся по гимназии с лыжами и при хранении лыж в классах.

Как видно, во время учебного процесса актуально встает проблема безопасности учащихся при перемещении с лыжами до гимназии и на ее территории.

Чтобы уменьшить время на перемещение учащихся с лыжами от дома до гимназии, установить централизованное место хранения лыж, увеличить полезное время урока реализованы следующие меры:

Закуплен инвентарь для занятий: лыжи, лыжные ботинки, универсальные лыжные крепления, палки.

В холле на 1 этаже смонтирован большой стеллаж под лыжную обувь, состоящий из ячеек. Лыжные ботинки и ячейки были пронумерованы, обувь распределена по размерам.

На пришкольной территории проведены работы по монтажу лыжной базы. Лыжи и лыжные палки размещены в отдельные ячейки согласно размеру.

Все эти меры позволили значительно уменьшить временные издержки в процессе подготовки к уроку физкультуры и его проведению.

Так, сократилось общее время процесса в 3 раза (со 130 мин. до 43 мин.), уменьшилось время подготовки к уроку физкультуры в 2 раза (с 34 мин. до 14 мин.), снизилось время на выдачу и возврат лыж в 2 раза (с 15 мин. до 6 мин.)

Появились централизованные места хранения лыж и лыжных ботинок, обеспечена их сохранность. Исчезла необходимость доставки лыж родителями в гимназию и обратно.

А главное, снижена травмоопасность учащихся, которая присутствовала при перемещении детей по гимназии с лыжами.

Подпроект № 9 «Навигация и визуализация».

Гости гимназии во время посещения образовательной организации сталкивались с проблемами поиска педагога или сотрудника администрации гимназии, классного кабинета.

В рамках реализации данного направления были разработаны и размещены информационные стенды с номерами и названиями кабинетов, классов, установлены пластиковые кармашки на каждый кабинет (для указания Ф.И.О. педагога), смонтированы флаговые указатели рядом с местами размещения тематических зон, таблички с номерами этажей.

В условиях пандемии в образовательной организации выделены 4 гардероба для учащихся, все они отмечены информационными табличками внутри здания. Также на пришкольной территории размещены схемы прохода в здание, поскольку одновременно используется 4 входа.

Благодаря реализации данного направления «Навигация и визуализация» в 2 раза снижены временные издержки на перемещение родителей и гостей гимназии по зданию.

В работе по данному направлению мы пошли дальше, чем создание типовой системы навигации. Учащиеся и родители должны соблюдать правила поведения в нашей гимназии.

Задача упрощения процесса адаптации к правилам поведения решена путем создания системы информационно-поведенческих плакатов. Все они размещены по территории православной гимназии.

В целом в ходе реализации проекта «Шаги к успеху» мы достигли результатов, работающих в первую очередь на повышение качества оказываемых образовательных услуг.

Путем устранения потерь и сокращения времени на подготовку к урокам, особенно к тем, в рамках которых предусмотрены практические и лабораторные работы, а также к урокам физкультуры (лыжи), реализованные проекты позволили учителю значительно увеличить полезное время урока и исключить риски, связанные с травмами и другими опасными ситуациями.

Внедрение системы 5S стало не только основой наведения и поддержания порядка на рабочем месте учителя и ученика, но и залогом формирования у учащихся бережливого сознания, позволит научить их применению бережливых технологий в школе и дома.

Важным достижением является оптимизация рабочего времени учителя, которого мы добились путем стандартизации алгоритма составления отчетов, отмены длительных совещаний, активного применения для информирования современных информационных технологий.

Установка школьного радиоузела позволила не только значительно сократить время на передачу особо важной, срочной информации, но и расширила воспитательные возможности гимназии.

Школьная библиотека стала центром притяжения учащихся: здесь можно не только читать, но и отдыхать, с пользой проводить время, готовить домашнее задание. Особенно это актуально тем детям, у которых нет дома компьютера.

Образовательное пространство гимназии стало еще более современным, комфортным и безопасным.

Внедрение технологий бережливого производства в какой-то степени меняет взгляды человека, помогает ему по-другому взглянуть на многие процессы, происходящие в школе, организовать свою деятельность так, чтобы минимизировать или полностью исключить потери сил и времени. Скажем так, бережливое сознание — это другой образ жизни, мыслей.

И главное данный проект положительно влияет на стратегию развития гимназии в целом. Теперь мы выстраиваем свою программу развития исходя из принципов бережливого производства.

Перейти к верхней панели