В 1221 году святой благоверный князь Юрий Всеволодович для укрепления восточных границ Владимиро-Суздальского княжества закладывает новую крепость – Нижний Новгорода. С этого времени начинается интенсивное расселение русских людей «по Оке и по Волге, и по Кудьме, и на мордовских селищах». Однако, на протяжении нескольких столетий нижегородское Правобережье остается ареной столкновений интересов Руси и Казанского ханства. Нашествие татар и степняков-кочевников вызывали необходимость создания на юго-восточных окраинах Русского государства укрепленной полосы, защищающей от внезапного удара центральные земли. В центре этой полосы и встал Арзамас.
Официальной датой основания города условно считается 1578 год. Именно к этому времени относятся дошедшие до нас исторические документы, в которых Арзамас упоминается как крепость и административный центр большого уезда. Так, в духовной грамоте Ивана IV говорится о назначении в 1578 году в Арзамас воеводы Ивана Хохлова.
Однако, на сегодняшний день является доказанным, что как город-крепость Арзамас определил заложить и «быти на государевой службе» царь Иоанн Васильевич Грозный в 1552 году во время своего третьего похода на Казань. По распоряжению царя здесь была срублена крепость с 11 башнями и 4 воротами, в центре которой, на месте нынешнего Воскресенского кафедрального собора, заложена церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Для охраны крепости государь оставил в ней гарнизон из стрельцов, казаков и пушкарей. В крепости имелся «наряд» — огнестрельное оружие. В описи 1629 года указано 35 «пищалей» (пушек) разных калибров, медных и железных (некоторые из них «с колесы») и 35 «пищалей ручных» (ружей).
Относительная стабилизация Русского государства после бурных событий начала XVII века не исключала опасности нападений на него с юга и с востока, со стороны Крымского ханства и кочевников Ногайской орды, располагавшейся в Прикаспийских степях. Поэтому система оборонительных сооружений, созданная Иваном IV, поддерживалась и расширялась в XVII веке, особенно в первой его половине. Кроме того, крестьянская война показала, что царскому правительству необходимо иметь опорные пункты обороны на случай народных восстаний. В числе таких пунктов был и Арзамас, занимавший важное стратегическое положение к юго-востоку от Москвы на русско-мордовской земле.
Однако, с самого начала своего существования Арзамас сочетал функции не только пограничной крепости и административного центра. Вместе с этим, город стал опорой миссионерской деятельности, откуда свет Христовой веры распространялся на окрестное население мордвы. Не случайно, практически сразу же после основания Арзамаса здесь в 1555-1556 годах возникает Спасо-Преображенский мужской монастырь. Сохранились, также предания, что первых язячников-мордву крестил сам государь Иоанн Грозный во время основания им города. Озеро, в котором происходило Таинство Крещения, до сих пор носит название Святое.
В конце XVI — начале XVII Арзамас играл важную роль в церковной жизни Руси. После учреждения Патриаршества в 1589 году, существовала особая Арзамасская десятина, составлявшая часть Патриаршей области – административной единицы, подчинявшейся непосредственно Патриаршему двору. Тогда же родилась поговорка: «Арзамас-городок – Москвы уголок». В Арзамасе находилось управление десятиною – Десятильный двор, во главе которого стоял обычно «протопоп» Арзамасского собора. В Арзамасскую десятину входило 98 церквей. Кроме этого, арзамасские протоиереи руководили еще десятинами Алатырской и Курмышской, до отделения их от Патриаршей области.
О важной духовной роли Арзамаса говорит и тот факт, что в 1681 году при царе Федоре Алексеевиче на Церковном соборе в Москве, когда решался вопрос об учреждении новых архиерейских кафедр в России в числе 11 избранных городов было постановлено учредить самостоятельную епархию и в Арзамасе. Но, постановление это, по неизвестным причинам, не осуществилось. После упразднения Патриаршества Петром I, и ликвидации Патриаршей области Арзамас вошел в состав Владимирской епархии.
В 1672 году была образована Нижегородская епархия. Вопрос об учреждении митрополичьей кафедры в Нижнем Новгороде решался довольно долго. Определение о создании о ее создании было принято еще в 1589 году на XXVIII Московском соборе. Необходимость этого диктовалась усилением церковного раскола в «Низовских землях», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также участники разинского бунта. Однако, образованна Нижегородская епархия была по высочайшему указу царя Алексея Михайловича только спустя почти 100 лет. Второй кафедрой нижегородского архипастыря был определен город Алатырь. Первым митрополитом Нижегородским и Алатырским стал архимандрит Печерского Вознесенского монастыря Нижнего Новгорода Филарет. Всего за более чем 330 лет Нижегородской кафедрой управляли 48 архиереев.
В 1799 года был подписан Высочайший указ, согласно которому город Арзамас вошел в состав Нижегородских земель, а город Алатырь был возвращен в Казанскую епархию. С этого времени территория епархии стала совпадать с границами губернии, а Нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими.
С самой древности в составе епархий учреждались округа, вверенные особым надзирателям. Это делалось в помощь правящим архиереям, для более эффективного управления. Такие надзиратели были известны как периодевты в древности, десятинники и поповские старосты на Руси, а с первой половины XVIII века — благочинные. В более старом использовании благочиннические округа именовались также сороками, — отсюда известное наименование Москвы «городом сорока сороков». До 1917 года Арзамас и Арзамасский уезд были поделены на 3 благочиннических округа. В разное время Арзамасскими благочинными являлись такие известные люди, как архимандрит Софроний (Смирнов), протоиерей Авраамий Некрасов, протоиерей Федор Владимирский, Протоиерей Иоанн Страгородский (дед Святейшего Патриарха Сергия) и др.
В годы советской власти, в связи с массовым закрытием и уничтожением храмов, благочиннические округа были упразднены. Вновь образованы благочиния – в середине 90-х годов прошлого века, с начавшимся возрождением Русской Православной Церкви. До 2012 года в Нижегородской епархии насчитывалось 35 благочиннических округа. В Арзамасское благочиние входили приходы двух районов Нижегородской области – Арзамасского и Вадского.
15 марта 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о разделении Нижегородской епархии на Нижегородскую, Городецкую, Выксунскую и Лысковскую и образовании в их составе Нижегородской митрополии. Арзамас и Арзамасский район вошли в состав Нижегородской епархии. Из состава Арзамасского благочиния был исключен Вадский район Нижегородской области, входящий теперь в Лысковскую епархию.
10 июля 2013 года, в связи с распоряжением правящего архиерея, «в целях развития церковной жизни и приведения в соответствие с административно-территориальным делением города Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области», было произведено разделение Арзамасского благочиния Нижегородской епархии на благочиние Арзамасского района и благочиние города Арзамаса. Таким образом, сегодня в Нижегородской епархии 17 благочиннических округов. По своим границам благочиннический округ города Арзамаса совпадает с границами города Арзамаса Нижегородской области.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна