Спасский приход

СпасскийВ Спасский приход входили две церкви: холодная в честь Нерукотворного образа Спасителя и теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храмы прихода располагались к северу от города «на посаде» и отделялись от крепости небольшим оврагом, соединявшимся с речкой Сорокой. Сохранилось его древнее название – «Спас на проломе». Н.М. Щегольков в «Исторических сведениях о городе Арзамасе» пишет, что название это появилось в старину, вероятно потому, что возле церкви был сделан пролом в городской стене для проезда. Однако для въезда в крепость предназначались особые проезжие башни, и ломать городскую стену для удобства проезда в каком-то месте власти не позволили бы. Вместе с этим у В.И. Даля дано следующее объяснение слова «пролом» – проем, пробитое, проломанное место. «Пролом в стенах, в валу крепости, брешь. Бить пролом для приступа, громить стену выстрелами». Исходя из значения слова, можно предположить, что сделан он был во время штурма Арзамаса. Происходило это в 1607 году, когда правительственные войска князя И.М. Воротынского и воеводы Г.Г. Пушкина овладели Арзамасом, находившимся «в измене» царю Василию Шуйскому. Арзамасская крепость, находившаяся на высоком холме, с трех сторон защищалась естественными преградами: с запада рекой Тешей, с юга крутым обрывом, с востока руслом речки Сороки, и лишь северная равнинная сторона, укрепленная рвом и валом, представляла собой наиболее уязвимое место в обороне. Князь Воротынский шел из Нижнего Новгорода, т.е. приближался к Арзамасу именно с севера. Вероятно, пушки пробили брешь в стене, через которую и ворвались в город войска. Возле этого знаменательного пролома, в память потомкам, и была сооружена церковь в честь Нерукотворного образа Спаса.

Кроме холодной Спасской арзамасцы, по обычаю, построили также теплую церковь – Покровскую, с приделом в честь великомученицы Екатерины.

Через семьдесят лет деревянные храмы обветшали. Живший поблизости от них посадский человек Иван Сальников (его имя носила потом улица города, ныне  — это ул. К. Маркса) возымел желание построить новый храм, о чем и бил челом в 1682 году Патриарху Иоакиму. Вскоре пришла патриаршая грамота с разрешением на возведение церкви. Уже через год новый храм был построен и освящен. Представлял он, видимо, единое здание, разделенное на две части: большая была холодным Спасским храмом, а меньшая – теплым Покровским.

Построенный Сальниковым храм простоял почти 100 лет, после чего пришел в аварийное состояние. В 1779-1780 годах прихожане начали сооружать отдельный теплый каменный храм в честь Покрова Богородицы, однако его строительство было приостановлено из-за случившегося страшного пожара в Спасской церкви, которая сгорела буквально дотла. Пришлось в срочном порядке строить деревянный храм. После этого в 1782 году достроили и освятили Покровскую церковь. Она была небольшой, с круглой трапезой и колокольней. В трапезной части было два престола: в честь трех святителей  — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины.

Спустя некоторое время, прихожане, не желая уступать в благолепии своих церквей храмам других приходов, разобрали деревянный Спасский храм и в 1798 году соорудили на его месте новый каменный.

После революции храмы существовали до 1929 года, после чего оба храма были ликвидированы во исполнение постановления Арзамасского горсовета. Городскому хозяйству предписывалось использовать полы, двери, окна, рамы и прочие части храмов при строительстве двух городских школ, которые так никогда и не были построены. Решетки от церковных оград передали для устройства скверов, колокола – Рудметаллторгу. 5 мая 1970 года на месте церквей в Арзамасе был открыт памятник К. Марксу и разбит сквер.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели