Преподобный Софроний Святогорский и Арзамасский — архимандрит Софроний (Смирнов)

artlib_gallery-96136-b++Архимандрит Софроний, в миру Сергей Георгиевич Смирнов, родился 21 апреля 1828 года в Москве, в семье протоиерея Георгия. Мальчик рос богобоязненным и очень серьезным: мирские вещи не притягивали его. Еще в детстве он твердо решил посвятить свою жизнь служению Богу.

По окончании Московской духовной семинарии в возрасте 25 лет, взяв родительское благословение, Сергей поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии (ныне Свято-Успенская Святогорская Лавра в Донецкой области), где принял монашеский постриг с именем Софроний во имя святителя Софрония Иерусалимского и был рукоположен.  В этой обители будущий архимандрит Софроний подвизался 28 лет, именно здесь он духовно сформировался как делатель Иисусовой молитвы и выдающийся пастырь, приведший ко Христу множество людей.

Видя в о.Софронии монаха высокой духовной жизни, способного к управлению братией и его безупречное многолетнее служение в священном сане, настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман рекомендовал его на должность настоятеля Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ села Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии, куда он и был назначен в 1881 году с возведением в сан игумена. Отец Софроний нес послушание настоятеля монастыря 4 года. Ему пришлось много потрудиться над налаживанием в новоустроенной обители монашеской жизни. За  время управления монастырем он снискал народную любовь как истинный пастырь, чутко откликающийся на духовные запросы и нужды народа. В 1883 году игумена Софрония за труды по устроению обители наградили наперсным крестом.

Батюшка-1+

В 1885 году о. Софроний был переведен в Холмско-Варшавскую епархию и назначен духовником Холмского архиерейского дома, а впоследствии — духовником Холмской духовной семинарии и исполнял это послушание полтора года.

Дальнейший жизненный путь о.Софрония связан с Арзамасской землей. В течение 20 лет (1887-1907 гг.) он являлся настоятелем Арзамасской Высокогорской пустыни, где был возведен в сан архимандрита. 10 лет (1894-1904 гг.) нес послушание благочинного монастырей и общин II округа Нижегородской епархии. Его попечению было вверено 9 обителей, в том числе Серафимо-Дивеевский монастырь, где он совершал богослужения и постриг дивеевских сестер. В качестве благочинного ему довелось сопровождать Царскую чету и других высочайших гостей во время посещения ими Серафимо-Дивеевского монастыря в 1903 году.

За многолетнее ревностное служение о. Софроний был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. равноапостольного князя Владимира 4-й степени и серебряной медалью императора Александра III. Проявляя неустанную заботу о воспитании детей в вере и благочестии, он построил  церковно-приходские школы в селах Хватовка и Быковка. За труды на ниве духовного просвещения был награжден Библией от Святейшего Синода и удостоен звания пожизненного члена Нижегородского Епархиального Училищного совета. Но главное  — снискал истинную любовь и почитание не только среди братии монастыря, но также среди многочисленных духовных чад, стекавшихся к нему отовсюду. Для всех батюшка находил слова утешения, всем давал мудрые советы, а многим помогал не только духовно, но и материально.

sofroniy2sofroniy1

В 1907 году о. Софроний ушел на покой, решив последние годы жизни нести подвиг пустынножительства и старчества в непроходимых лесах, распложенных в 5 км от села Никольское Арзамасского уезда. Когда 81-летний старец покидал стены Арзамасского Высокогорского монастыря, лошади, на которых тот собирался ехать, отказывались идти. Видя это, многие братья стали упрашивать, чтобы угодник Божий  не покидал их. На что о. Софроний ответил: «У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников». После чего благословил лошадей архиерейским благословлением. Упряжка послушно двинулась в путь. Слова старца оказались пророческими. В советское время в стенах монастыря была устроена колония для несовершеннолетних преступников, которая расположена там и поныне.

Поселившись в лесу, архимандрит стал вести уединенную жизнь, пребывая в бдении, посте и молитве. Рядом с кельей старца был возведен деревянный храм, освященный в честь Сошествия во ад Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Однако, через некоторое время он вынужден был прервать затвор, откликаясь на потребность своих чад в духовном окормлении. Вскоре в пустыньке стали селиться избранные им духовные чада и возникло небольшое поселение, получившее в народе наименование Софрониевой пустыни. В основанной старцем пустыньке подвизались двенадцать послушниц, жизнь которых была подчинена строгому монастырскому уставу.  Жили сестры в келейном корпусе рядом с храмом и кельей старца Софрония. Послушницы трудились не покладая рук: работали в поле, заготавливали дрова, принимали паломников, занимались рукоделием. Три сестры писали иконы под руководством отца Софрония, владевшего иконописным мастерством. Некоторые из написанных ими икон сохранились до настоящего времени.

16942

Почитание старца как великого угодника Божия при жизни было огромным, имя его было широко известно не только в Нижегородской епархии, но и за ее пределами. Люди шли к нему со своими скорбями и болезнями с верой в его святые молитвы и по вере получали просимое. Именно в этот период с особенной силой проявились великие дары Святого Духа, которые старец Софроний стяжал своей подвижнической жизнью – исцеления душевных и телесных недугов, прозорливости, изгнания бесов.

Несмотря на отдаленность и труднодоступность поселения, практически сразу к прозорливцу стали стекаться паломники  из разных сел и городов. Есть сведения, что возле лесного домика стояли скамейки, на которых дожидались очереди «по три дня». А уж жители близлежащих деревень не осмеливались даже начинать какие-либо важные дела без его благословления.  Сохранилось множество свидетельств о чудесах и прозорливости о. Софрония.

13 лет прожил о.Софроний в лесу. Однажды батюшка пригласил к себе в келью послушницу Анастасию и благословил ехать в Арзамас за керосинкой.

photo001

Когда она села в поезд, вошел в ее вагон седенький старичок, подошел к Анастасии, назвал ее лесной жилянкой и, обратясь к ней по имени, дал серебряные деньги и попросил их пересчитать. Она пересчитала и отдала ему, а затем по его просьбе еще дважды пересчитывала, после чего он сказал ей: «На день преподобного Серафима будет у вас великое торжество. Сколько гостей соберется! Какое у вас будет богослужение! Да как ударят в  колокол. Да как запоют: «Во блаженном успении… Ой, какое торжество будет!» Девушка спросила старца: «Как Ваше имя?» «Убогий Серафим», — ответил незнакомец, после чего исчез. Когда она вернулась из Арзамаса и пришла в лес, отец Софроний встретил ее с радостью и, не вспомнив про керосинку, начал выспрашивать, кого она видела и с кем говорила. Выслушав ее, архимандрит встал перед иконами и возблагодарил Бога. С этого дня отец Софроний стал неустанно готовиться к отходу в жизнь вечную.

Пророчество преподобного Серафима Саровского исполнилось в точности: 1 августа 1921 года архимандрит Софроний преставился на 94-м году жизни. Отпевал отца Софрония Преосвященный Михаил, епископ Арзамасский, с сонмом духовенства при многочисленном стечении народа. Местом упокоения старца стала часовня неподалеку от его кельи, где находился привезенный со Святой Горы Афон Крест с предстоящими.

Перед смертью батюшка пригласил к себе своих послушниц и снял с них все епитимьи. «Без меня вы с ними не справитесь», — сказал он.

Отец Софроний завещал похоронить его в скромном облачении, с простым крестом и Евангелием и предсказывал, что могилу его разорят, но впоследствии произойдет обретение его мощей с великой славой. Все случилось именно так, как говорил старец: в начале 40-х разбойники в поисках драгоценностей разрыли могилу, вскрыли гроб и, не найдя ничего, удалились. Промыслом Божиим жителям соседнего с пустынькой села было открыто, что могила старца разорена. Придя на место, они обнаружили в потревожен­ном гробу нетленные мощи подвижника. Могила была приведена в порядок, разбойники же, искавшие в ней золото и драгоценности, вскоре погибли.

1222427371_p1160112

Другой акт вандализма произошел в 70-е годы. В лесу, где когда-то находилась обитель, случился пожар. Начальник чернухинского отделения милиции приказал бульдозером снести могилу прозорливца и распахать землю на этом месте. После чего, по слухам, ему приснился сон, в котором о.Софроний говорил: «Как ты мою могилу раздавил, так и ты будешь раздавлен». Милиционер вскоре погиб, попав под поезд. Бульдозерист, выполнивший приказ, упал вместе с трактором с моста и тоже погиб.

После блаженной кончины старца по благословению епископа Арзамасского Михаила из числа послушниц была образована Иверско-Софрониевская община в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Отец Софроний предсказывал разорение пустыньки и ее грядущее возрождение: «Все здесь нарушится, ничего не будет, а придет время — все здесь построят лучше».

В 1929 году Софрониева пустынь была закрыта и все строения разобраны на бревна. Хотя, вероятно, сестрам пришлось покинуть свое лесное убежище еще до этого: в Пустынь стали наведываться мародеры.

artlib_gallery-96136-b

Но, почитание старца Софрония не прекращалось даже в самые страшные годы сталинских репрессий и хрущевских гонений, память о нем передавалась из рода в род. По установившейся традиции день тезоименитства старца 24 марта особо отмечается его почитателями. На торжества в село Никольское, съезжаются многочисленные паломники, духовенство и миряне, служатся панихиды, накрываются поминальные столы. И ныне не зарастает народная тропа к его могиле и чудотворному источнику в основанной им пустыньке. Преодолевая немалые трудности пути, Софрониеву пустынь посещают паломники не только из окрестных сел, но и из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и по молитвам святого старца получают  благодатную помощь.

Еще при жизни о.Софроний предсказывал, что на  месте пустыньки будет большой монастырь. В начале 90-х, по инициативе жителей близлежащих сел обитель начала возрождаться. Селяне разбирали старые покинутые дома и перевозили в пустынь. Из них были построены церковь, часовня, 2 дома, скотный двор, баня. В возрождении святыни принимали участие  предприятия и города, и района. Взялись всем миром. Но, к концу 90-х процесс затих. Только в 2001 году в Софрониевой пустыне образовалась новая община. Трудами послушниц и молитвами старца Софрония обитель преобразилась: в сложных условиях бездорожья, отсутствия электричества и дефицита материальных средств построен новый храм Иверской иконы Божией Матери, xрам над могилой старца, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в келейном корпусе, новый келейный корпус, различные хозяйственные постройки, в селе Ковакса создано подворье Софрониевой пустыни.

331

Старец Софроний говорил сестрам обители: «Настанет время выйти мне мощами». 8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял решение: «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Софрония (Смирнова)». В июле 2008 года в Свято-Успенской Святогорской Лавре в Донецкой области на Украине состоялся чин прославления Собора преподобных отцов в Святых Горах на Донце подвизавшихся. Память Собора Святогорских святых отмечается ежегодно 24 сентября.

В настоящее время, собраны документы и переданы в комиссию Нижегородской епархии по канонизации документы для всецерковного прославления старца.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели