Прикрываясь святым

Размещено 13 Фев, 2013

Прикрываясь святым

Кажется, Россия уже пережила те времена, когда мы с восторгом бездумно принимали все, что подбрасывалось нам Западом.  Сегодня мы стали понимать, что у нас свой путь, свои ценности, свои устои. Безусловно, в этом процессе огромную роль играет Церковь, чей авторитет в обществе усиливается с каждым годом. И все же следы культурной экспансии остаются и многие, модные лет 15 назад, веяния нашли благодатную среду на русской почве.  Наиболее «живучим» из них оказался так называемый День святого Валентина – День всех влюбленных. И хотя на эту тему исписано тысячи страниц, все же попытаемся разобраться еще раз: что же не так в этом «празднике»? К тому же аргументы его сторонников достаточно убедительны: день всех влюбленных отождествлен с именем христианского святого, был установлен, хотя ни не православной, но все же христианской церковью, празднуется уже более 1600 лет, празднуется во всем мире и, в конце концов, что же плохого, если в этот праздник оказывается особое внимание любимым людям? Действительно, на первый взгляд плохого ничего, если бы не одно «но»: все эти доводы — ложь от начала и до конца. 

Об истории этого праздника из издания в издание кочует несколько небылиц, общий смысл которых сводится примерно к следующему: «В III веке император Клавдий II собирался покорять мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало воинственным планам. Источник всех бед Клавдий II видел в браке, и поэтому запретил обряд венчания. Но между любящими сердцами нет преград — и вот некий епископ Валентин пренебрег запретом тиран и стал тайно венчать влюбленных. Очень скоро Валентин был изобличен и  брошен в темницу. За несколько дней до назначенной казни, к нему привели дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна,  Валентин излечил ее, а заодно и влюбился. За день до казни он написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка получила записку, где епископ писал о своей любви и подписался «Твой Валентин». Отсюда записки в день святого Валентина — «валентинки» — выглядят совершенно естественной и даже необходимой частью праздника. В 496 году римский папа Геласий I объявил 14 февраля Днем Святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают его своим заступником и стараются в день его памяти устраивать свадьбы и венчаться. Это, говорят, залог вечной любви…»

Совершенная недостоверность этой легенды подтверждается уже тем, что древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака совершалось через благословение на совместную жизнь, краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания сформировался к IX веку. К тому же весьма странен и образ воспылавшего страстью епископа, который, таким образом, забыл про монашеские обеты, но, несмотря на это, был канонизирован. Однако Церковь, действительно, знает нескольких святых  носивших имя Валентин, пострадавших за веру на заре христианства.

О первом из них известно только то, что он вместе с другими христианами погиб в Карфагене. Второй Валентин был епископом Интерамны — современный город Тернии. Он сподобился дара врачевать болезней, призывая имя Господа Иисуса Христа. Однажды святой исцелил юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника. Язычник-градоначальник обрушил на святителя Валентина весь свой гнев. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой мужественно отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен. Однако время этих событий точно неизвестно. Третий мученик пресвитер Валентин пострадал в Риме в царствование императора Клавдия II между 268-270годами. Язычники обезглавили пресвитера Валентина и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия за смелое исповедание Христа.

До относительно недавнего времени 14 февраля католики праздновали память пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского.  Но, во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, их общецерковное почитание было упразднено. Православная Церковь же напротив  чтит память этих святых: мученика Валентина Доростольского —  7 мая, священномученика Валентина Интерамского (Италийского) — 12 августа, священномученика Валентина Римлянина — 19 июля. Однако, как мы видим, их жития ни чего общего с распространенной ныне легендой не имеют. Причем, даже католическая традиция отнюдь не связывала возникновение Дня всех влюбленных ни с одним из мучеников Валентинов, а происхождение, этого праздника носит чисто светский, а вернее, языческий характер.

Считается, что День всех влюбленных существует уже более 16 веков, но праздники любви известны с дохристианских времен. По одной из версий, история праздника дня святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима. Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперка), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. После пира молодые люди брали бичи, изготовленные из шкур жертвенных животных, и голыми бежали по городу, ударяя ими встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды.  Во время этого празднования, молодые девушки писали любовные записки мужчинам и вкладывают их в специальную урну для жребия. Мужчина, который вынимал такую записку, должен был ухаживать за той, кто её написал. И чаще всего, эти ухаживания оканчивались любовными утехами. В этот день все женщины приносили ей жертвы, прося здоровое потомство и заступничество в любовных делах. Эти празднества были так популярны, что существовали долгое время даже с приходом христианства. В 494 году Папа Геласий I, действительно,  запретил это языческое буйство. Но, сторонники раскрепощенных нравов нашли выход, прикрывшись именем святого, празднование памяти которого выпадало примерно на то же время.  В Средние Века, не смотря на противодействия Церкви, языческие корни Дня всех влюбленных пытались завуалировать, придав празднику ореол романтизма. В это время в некоторых странах родился обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, который попав в Новый Свет, был поставлен на широкую ногу и популяризован коммерсантами, почуявшими, что на этой чепухе можно неплохо нажиться.

Сегодня, в разных странах к Дню святого Валентина относятся по-разному, где-то он празднуют широко, где-то весьма скромно. Но, интересно, что даже тогда, когда католическая церковь еще чтила память мучеников Валентинов, далеко не везде праздник ассоциировался с влюбленными.  Немцы, например,  до сих пор считают святого Валентина покровителем… психически больных и украшают в этот день все лечебницы алыми лентами.

Как мы видим, День всех влюбленных ни когда не имел ничего общего ни с христианством, ни с жизнью святых, почитавшихся и католической, и Православной Церквями. Но, возразят, что же все-таки плохого в воспевании любви? Безусловно, ничего,  если только не задумываться какое именно чувство воспевает этот праздник. Истинную любовь, отношения,  соединяющие мужа и жену «в плоть едину» или псевдо-любовь, страсть, влюбленность?

Веря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои представления о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты – Лейлу и Меджнуна… Но все они – лишь прекрасные поэтические образы, которые меркнут перед реальным историческим примером христианской любви, идеалом супружества  — святых благоверных князя Петра  и княгини Февронии Муромских. Идеалом любви,  имеющей своим источника Бога, Который Сам есть Любовь. Идеалом настолько высоким, что история их жизни – «Повесть о Петре и Февронии», даже во времена богоборчества была общепризнанным памятником древнерусской литературы, воспевающим ту любовь, которая разительно отличается от всех прочих, и западных, и восточных, представлений о ней. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь – житием, сами супруги – святыми. Пример отношений святых Петра и Февронии, которые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, даже близко нельзя ставить с опошлено-коммерческой идеей Дня всех влюбленных, призывающей чествовать «сладкие парочки».

Обо всем этом стоит задуматься даже тем, кто рассматривает День всех влюбленных только как повод лишний раз «оттянуться», и всегда помнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). 

 Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

 

Перейти к верхней панели