Ювенальная юстиция: будет ли услышен голос Церкви?

Размещено 10 Мар, 2013

Ювенальная юстиция: будет ли услышен голос Церкви?

Тема XXI Международных Рождественских образовательных чтений – «Традиционные ценности и современный мир» – была выбрана неслучайно. Традиционные устои, и в частности семейные ценности, во все времена являлись залогом будущего любого народа. Но именно сегодня эти ценности находятся под угрозой. Поэтому проблеме пресловутой ювенальной юстиции на форуме было уделено самое пристальное внимание. 

Что такое ювенальная юстиция? 

Как ни парадоксально, но не смотря на то, что разговоры на эту тему ведутся не один год, сегодня не только родители, но и специалисты  толком не успели разобраться, что же собой представляет ювенальная юстиция. В широком смысле подразумевается, что это совокупность правовых механизмов – медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.  Проще говоря, сторонники ювенальной юстиции настаивают на необходимости особой заботы государства и общества о детях.

На данный момент в России существует несколько законопроектов, которые можно объединить под общим понятием ювенальной юстиции. Проекты предусматривают  профилактические и реабилитационные меры в отношении несовершеннолетних. Нуждается ли ребенок в такой защите, будут определять муниципальные органы и неправительственные общественные организации. А вот места родителям и их правам в новых законопроектах совсем нет. То есть получается, что судьба детей полностью в руках кого-то, но не матери и отца — они бесправны. К любому из нас могут прийти, изъять ребенка, и мы ничего не сможем сделать. Причин для этого у ювенальщиков может быть множество: начиная с недоделанного ремонта, неполного холодильника, неопрятно убранной детской кровати в вашей квартире и заканчивая частыми заболеваниями у ребенка. Или, например,  ребенок может сам ткнуть пальцем в того, кто, как он считает, подверг его права ущемлению, и если  этот факт будет еще подкреплен видеозаписью, где  отец достает в качестве «воспитательного инструмента» свой  кожаный ремень, или свидетельством соседей, то для работников учреждений ювенальной юстиции  это отличный повод лишить «нерадивого» отца-«садиста» родительских прав, изъять ребенка из «неблагополучной» семьи и передать его в ювенальные органы.  Именно там, видимо, ребенку и привьют все самое гуманное и правильное, о чем он только может мечтать.

Не случайно правозащитники говорят о том, что проекты ювенальной юстиции направлены против института семьи. Они противоречат конституционному принципу защиты семьи, ставя  под угрозу ее независимость, право на самостоятельное определение порядка существования, воспитания детей, открывают  широкую возможность для изменения системы нравственных ценностей в нашем обществе.

Гестапо ХХI века — финский вариант 

В работе секции «Угрозы семьи и детства» XXI Международных Рождественских образовательных чтений принял участие  известный финский правозащитник, доцент кафедры истории университета в Хельсинки Йохан Бекман. Проживая в стране, где официально действует институт ювенальной юстиции, он открыто заявляет, что эта система  —  инструмент репрессий  и представляет собой одно из главных орудий  тоталитаризации общества и  уничтожения семьи как основного института общественной жизни. Суть ее сводится к изъятию детей у родителей, а в основе  лежит феминистская антисемейная пропаганда, в том числе и пропаганда однополых отношений. Так, например, в Финляндии запрещено называть родителей «мама» и «папа». Есть «родитель1», «родитель 2» и т.д. А кто они? Папа и мама? Папа и папа? Или мама и мама?

– В школьную программу Финляндии  введен особый образовательный курс, суть которого заключается в том, чтобы поведать ребенку об имеющемся у него праве самому выбрать себе сексуальную ориентацию: гомосексуальную или же гетеросексуальную. Нам внушается, будто бы ненормально воспитывать ребенка в убеждении, что естественная любовь бывает только между мужчиной и женщиной. У ребенка якобы должно быть право «выбора», – говорит правозащитник.

– Система ювенальной юстиции формирует в Финляндии настоящую сеть концентрационных лагерей. В стране действует более сотни так называемых детских домов, которые в действительности представляют собой частные тюремные заведения, образованные по типу частных фирм, в которых работают тысячи сотрудников.  Если ребенок попадает туда, его уже никогда не выпустят обратно. Дети нужны владельцам этого бизнеса, чтобы с их помощью получать от государства огромные субсидии. В финской прессе регулярно публикуются полицейские отчеты о розысках подростков, сбежавших из детских домов. В действительности эти политические заключенные хотели лишь вернуться домой к маме, к папе, к братьям и сестрам. Но полиция находит их и возвращает обратно в тюрьму. Таких детей на сегодняшний день в Финляндии насчитывается более десяти тысяч, причем каждый год их число становится на две тысячи больше. Если пересчитать на десятилетия, то можно говорить о сотнях тысяч детей, ставших жертвами этих репрессий. Дети подвергаются в ювенальных концлагерях постоянному психологическому, физическому и сексуальному насилию, – продолжает он.

По словам Йохана Бекмана, методы воспитания в детских домах могут быть весьма жесткими, как, например, месячное заключение в изоляторе. Изымая детей из семьи за шлепок родителей,  свои меры воздействия на непослушных воспитанников ювенальщики  оправдывают собственной  педагогической системой.  Причем эта система никем не контролируется.

Йохан Бекман говорит, что  в России сторонники ювенальной юстиции представляют собой «пятую колонну», ведущую войну против российских семей и Православной Церкви.

– Целью ювенальной юстиции становится уничтожение семьи. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы эта система зла никогда не начала бы действовать в России!

Бизнес на детях 

25 сентября 2012 года нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении законопроект о введении в стране так называемого «социального патроната» – своего рода внешнего наблюдения за семьями, в которых есть несовершеннолетние дети. Согласно ему, государственные органы опеки получают сверхполномочия, а на каждого работника социального патроната будет выделяться достаточно крупная сумма – порядка нескольких сотен тысяч рублей в год.

Социальный патронат – это лишь один из шагов к созданию ювенальной системы, при которой контроль над семьей сможет осуществлять не только государство, но и негосударственные организации. В Интернете легко найти примеры контрактов муниципальных образований с неправительственными структурами на осуществление такой деятельности. Суммы контрактов исчисляются миллионами. А ведь такие деньги надо освоивать. Значит, нужны конкретные дети, подпадающие в  орбиту ювенальной юстиции. Чем больше денег – тем больше детей и родителей требуется вовлечь в эту систему, чтобы надзирать, проверять, лишать родительских прав и т.д.

Напрашивается очевидный вопрос, а зачем такие средства тратить на ювенальные проекты, для чего государству идти по этому странному пути и почему нельзя просто помогать семьям, которые испытывают, например, финансовые трудности? Получается, что у нас в стране забрать ребенка из семьи гораздо проще, нежели подарить нуждающимся ту же стиральную машину… Гораздо проще переиначить статус несовершеннолетнего, исписав горы бумаги, чем помочь семье преодолеть определенные трудности.

Почему происходит именно так? Почему государство стремится получить «зеленый свет», чтобы здоровых родителей объявлять недееспособными, многодетные семьи – неблагополучными и т.д.? Ответ видится пока один: необходимо заполнить «койко-места» детских домов, реабилитационных центров и прочих подобных учреждений, чтобы выбить им из того же госбюджета дополнительное финансирование и особый статус. 

Вмешательство в семью недопустимо! 

2-5 февраля вопрос о ювенальной юстиции был рассмотрен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изучив результаты работы Межсоборного Присутствия в 2011-2012 годах, Освященный Собор выразил свое мнение по данному поводу в  документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции».

«Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран», – говорится в нем. Иерархи Русской Церкви  указывают на то, что в национальном и международном законодательствах «прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей» и  какое-либо ущемление этого права «справедливо не приемлется широкими кругами общества».

«Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях». Освященный Собор считает, что в законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. Кроме этого, законодательство должно содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы такие действия.

«Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни», – сказано в документе.

Церковь однозначно заявляет, что неприемлема существующая практика изъятия детей из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния»: «отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки».

«Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти», – говорится в документе.

Кроме этого Церковь убеждена, что  следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию и их ресоциализацию.

Услышит ли наше общество голос Церкви?

Ирина Родина

 При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели