Церковное предание, составленное Никифором Каллистом, сохранило память о цареградских святынях, связанных со многими чудесами и исцелениями тяжких недугов силою Божией Матери. Это, прежде всего, святой источник, называвшийся Балаклий, или Живоносный Источник, который протекал в десяти верстах от Константинополя посреди платановой рощи, с древних времен посвященной Пресвятой Богородице. По имени святого источника получили свое название храм и чудотворная икона Божией Матери, которые были созданы на этом месте после произошедшего здесь чудесного события.
В середине V века мало кому известный воин Лев Маркелл, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку и найти воду для питья, вдруг услышал голос: «Не ищи воду далеко, она здесь». По приказанию неведомого гласа воин напоил обретенной водой слепца и положил ему на глаза тину, взятую со дна источника. Старец тотчас прозрел. Когда через несколько лет Лев Маркелл стал императором, он в 457 году повелел воздвигнуть на источнике храм, посвященный Богородице, и написать образ Божией Матери, прославляющий произошедшее событие.
В последующие века церковь Живоносного Источника неоднократно перестраивалась и благоукрашалась. В XV веке Никифором Каллистом было составлено последование богослужения на праздник обновления храма. После падения Константинополя в 1453 году церковь была разрушена и более трехсот лет простояла в руинах. Только в 1834-1835 годах над священным Живоносным источником был вновь воздвигнут Богородичный храм.
Несмотря на то, что история сохранила точную дату события явления Льву Маркеллу Богоматери — 4 апреля (по старому стилю) 450 года, празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» установлено совершать в пятницу первой недели Святой Пасхи, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в этом храме.
Помимо этого исторического события существует и глубокий духовный смысл празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в один из дней Светлой Седмицы. Как поется в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»,- «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!» Именно смертью и Воскресением Христовым мы получили возможность войти в Царство Небесное, то есть обрести ту воду живую, о которой повествуется в Евангелии: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки из чрева его истекут воды живы» (Ин. 7, 37-38); «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не жаждется вовеки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущ в живот вечный» (Ин. 4, 14).
В церковной традиции пятница Светлой седмицы выделяется особо — тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах.
День празднования в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» — престольный праздник зимней церкви Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна