Кто они, святые Жены-мироносицы?
Минуло два безутешных дня, как был распят их любимый Божественный Учитель… Они видели как Иосиф Аримафейский с Никодимом и другими тайными учениками Христа выпросив у Пилата тело погребали Его. Видели, как это погребение, совершалось поспешно ввиду приближения праздника еврейской пасхи, и не было завешено возлиянием ароматов на бездыханное Тело. И вот, едва дождавшись когда забрызжет рассвет первого дня после субботы, поспешили они ко гробу с драгоценным миром, чтобы, как думали, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен. Пробираясь в предутренней мгле, женщины рассуждали: «Кто отвалит камень от гроба»? Но и это препятствие не останавливало их. Идя, жены-мироносицы еще не знали, что их ожидает великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам и всему миру. Награда — за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете…
Праздник женского сердца
Почти 2000 лет прошло с того события. И ежегодно во второе воскресение после Пасхи Православная Церковь празднует Неделю святых Жен-мироносиц. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), называет этот день праздником женского сердца. «Святые мироносицы всем сердцем возлюбили Господа, следовали за Ним, слушали Его, служили Ему. Почему Господь после Воскресения не явился прежде всего апостолам?… Женские сердца познают все великое, таинственное, святое гораздо легче, чем мужские, более грубые сердца. Господь знал сердце мужское и женское. Он знал, что апостолы с великим трудом поверят Его Воскресению, что мироносицы поверят гораздо легче, скорее, потому и явился им первым», — пишет он.
Из Святого Евангелия мы знаем, что, когда Господь обходил со Своею проповедью голода и селения, вокpyг Него всегда было множество народа. Были те, кто подходили, слушали и расходились. Hо среди этого народа, кроме избранных апостолов Христовых, Спасителя всегда сопровождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их росло. Они сопровождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поучаться словами, исходящими из уст Христовых, но и с тем, чтобы, в силу все возрастающей любви к Hемy, служить Господу всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Иисуса Христа, о Его пище и питии. Они, говорит святой евангелист, служили Господу «имением своим» (Лк. 8:3), своим имуществом. Для дела заботы о Спасителе они приносили то, что имели в своих домах.
Когда Христос был предан и ученики Его разбежались из ночного Гефсиманского сада, они бесстрашно и мужественно продолжали следовать за Ним. Жены-мироносицы шли за Христом на Голгофу и не отходили от Креста, несмотря на злобу книжников и старейшин, воинов и кричащего народа. У креста апостолов не было. Будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным» «страха ради иудейска» ( Ин. 19, 38) даже не почтили последних минут Его земной жизни. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь о собственной безопасности. Ибо, «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх.» (1 Ин. 4,18), – напишет он позднее. В месте с ним, стоя у Лобного места и глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Богородицу, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры (Мф. 27,61).
Первыми они пришли и ко Гробу Господнему. Пришли, несмотря на то, что им было не под силу сдвинуть громадный камень, закрывавший вход в пещеру, где был погребен Спаситель. В их сердцах горела чистая, святая любовь к Богу. И именно им первым было открыто – Христос Воскрес!
Не апостолы пошли с благовониями ко Гробу Господа, чтобы помазать Тело своего Учителя, за них это сделали жены-мироносицы. Не апостолы проповедуют вселенной, но женщины проповедуют апостолам. Благодаря им апостолы получили первую для мира весть о Воскресшем Христе. Именно они, жены-мироносицы, оказываются «апостолами к апостолам». Именно они, слабые женщины чудом веры обратились в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Христу.
«Я видела Господа!»
Hе все имена этих Жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание говорит нам о Марии Магдалине, Марии – матери Иакова и Иосии, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанне, Марфе и Марии – сестер Лазаpя, Сусанне и «иных».
Среди них были женщины простые и знатные, одинокие и матери семейств. Иоанна была женой Хyзы, домоправителя царя Ирода. Саломия, сестра Пресвятой Богородицы, супруга Зеведея, мать апостолов Иакова и Иоанна — женой простого рыбака.
Мария Клеопова по преданию Церкви являлась дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Святая Дева Мария и она были как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви.
Праведные сестры Марфа и Мария, уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, и наступлении явных гонений на Церковь Христову в Иерусалиме. Праведный Лазарь был изгнан из Святой Земли. Марфа и Мария помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах.
Все жены-мироносицы горели любовью к Богу. Но самой пламенной из них была Мария Магдалина. Именно ей первой явился Воскресший Спаситель. Именно она возвестила апостолам: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении Христовом.
Мария Магдалина с юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Как первая благовестница Воскресения Христова, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии — главное событие ее жизни и начало апостольского служения.
По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем Спасителе, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос Воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию и даже смогла попасть к императору Тиверию. Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию и когда та поднесла императору в дар куриное яйцо со словами: «Христос Воскресе!», сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным. После этих слов яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Мария помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди в Ефесе (Малая Азия). Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.
Жены-мироносицы в месте с апостолами поучались, слушая слово Божие, и бесстрашно несли его в народ. Поэтому святитель и исповедник Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что всех их можно назвать женщинами-апостолами.
Пример истинной любви
«Не столь удивительно, – говорит святитель Иоанн Златоуст, размышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они привязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения пpостyпала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Hо, для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть».
Святые жены-миpоносицы своим пpимеpом говорят нам о том, какой должна быть любовь ко Господy. Истинная любовь – не кpатковpеменный порыв нашего сердца. Она постоянна, крепка и никогда не умаляется. Она неизменна и в радости, и в благополучии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний. Мироносицы учат нас сохранять живую веру, преданность и искреннюю любовь к нашему Искупителю, несмотря ни на какие обстоятельства и превратности нашей жизни.
По примеру жен-мироносиц многие христианки впоследствии обратились с живой верой к Христу, возлюбили Его учение и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, почести, богатства, наслаждение мира, предпочитали смерть отречению от Него и Его заповедей. Евангелие даровало женщине так много, оно одухотворило ее служение смыслом столь высоким, что никакие жертвы не казались слишком большими в чистом свете Божественной любви. С полным самоотвержением они разделяли подвиг апостольства, затем мученичество и исповедничества во время гонений и богоборчества. Во многом благодаря женщинам устояла наша Церковь в кровавом XX веке.
Но и без явных мук: какое героическое требуется терпение, чтобы сохранять брак с мужем, не желающем и слышать о Христе, и, день за днем в кротости и смирении преодолевая языческий семейный уклад, воспитывать детей в правилах веры. Поэтому, каждая женщина-христианка является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.
Велико и возвышенно служение женщины. Ее самоотверженным подвигом рождаемся мы в мир, ее наставлениями в детстве обретаем веру и упование на Бога, ее молитвами сохраняемся в искушениях на жизненном пути. Рождение и воспитание детей, доброта и поддержка страждущих, милосердие и помощь ближним — вот особое призвание Божие, данное женщине.
Святая Православная Церковь издревле празднует неделю святых Жен-мироносиц, как день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в самоотверженном подвиге любви и служения ближним. «Дерзай, дщерь!» — сказал Сам Господь, не усомнившийся в великой духовной силе и способности женщины исполнить Его призвание.
Подготовил Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна