Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

Размещено 6 Окт, 2013

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Эти слова Господа указывают на крестный путь жизни христианина. Действительно, Крест всюду сопутствует нам в нашей земной жизни — начиная от рождения и до самой смерти. При Таинстве Крещения на крещаемого надевается нательный крестик. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением. Отходя ко сну, благочестивые люди целуют нательный крест. Благословляя, священник осеняет нас крестным знамением. Мы прибегаем к Кресту Христову в различных жизненных искушениях, перед началом дел, в трудных обстоятельствах. И после смерти на могиле христианина ставится крест, венчающий его жизненный путь.

С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве: «Да воскреснет Бог», читаемой во время бесовских нападок. В ней говорится: «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа…» Потому и апостол Павел восклицает: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14). А в след за ним, Святая Православная Церковь славословит: «Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава и демонов язва».

Что же мы знает об орудии нашего спасения и оружии, победившим смерть?

 

Знамение спасения

До страданий Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, распятие считалось не только мучительнейшей, но и позорнейшей казнью, которую римляне позаимствовали у персов. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий, почему Священ­ное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом: «проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Вт. 21,23). Мучительна эта казнь была потому, что пригвожденный ко кресту и находившийся в этом положении человек испытывал тяжелейшие физические страдания, любое движение причиняло нестерпимую боль, насекомые тучами садились на кровоточащие раны, кровь постепенно истекала из тела, и смерть наступала нескоро. Чтобы ее ускорить, распятым перебивали голени, и они, не имея возможности опираться ногами на перекладину, умирали от удушья. Позорна эта казнь была потому, что распятый обнаженным висел перед толпой равнодушного народа. А нагота считалось у иудеев величайшим позором.

И именно эту тяжелейшую и позорнейшую смерть принял Сын Божий, чтобы уничтожить Своей смертью первородный грех и открыть человечеству возможность вечного спасения. Спаситель добровольно взошел на крест ради нашего спасения. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13), — учит апостол Павел. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18), — говорит Сам Господь.

Крест стал, та­ким образом, жертвенником, на котором принесена великая Жертва за все человечество. Крест стал орудием нашего спасения, средоточием спасения. Ибо, через Крест Христов, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин,  «смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками… Все это устроено через Крест: ибо все мы, крестившиеся во Христа, — говорит Апостол, — в смерть Его крестились (Рим. 6,3). Все … во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3,27). Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу».

«Никто не сты­дись достопокланяемых знаков нашего спасения, которыми живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но как венец будем носить Крест Христов, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться — предлагается нам Крест; хотим ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать — везде предстоит нам этот знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки… Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных».

 

«Сим победиши»

Церковь с благоговением почитает Честной и Животворящий Крест Христов — «истинно драгоценное и досточтимое Древо, на котором Христос принес себя в жертву за нас», по слову святого Иоанна Дамаскина.

И почитания это, как видно из приведенных выше отрывков Священного Писания,  восходит ко временам апостольским.  Самые древние изображения Креста, обнаруживаются уже в римских катакомбах. Крестным знамением ограждали себя первые мученики, идя на страдания. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чудеса, изводили воду из земли, поражали бесовскую силу.

Святой I века Игнатий Богоносец, склоняясь перед Крестом, говорит: «Мой дух — в прах перед Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь». Христианский апологет Тертуллиан в конце II века пишет верховным правителям Римской империи: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы того не стыдимся». Тот же апологет говорит: «При всяком успешном предприятии, при всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при умываний, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста».

Но, особенное прославление Креста Господня связано с именем святого равноапостольного императора Константина Великого (274-337 гг.). В начале IV столетия Римской империей правили несколько кесарей. Италией и Римом управлял Максентий. Константин занял престол, будучи провозглашенным императором солдатами Британии (Англии. Ему достались Галлия (Франция), Британия и Испания.

Римляне в то время были язычниками, и римские императоры жестоко гнали христиан. Но, несмотря на притеснения, число христиан в Римской империи все более умножалось. Константин, хотя и был язычником, тем не менее, уважал христиан за благочестивую жизнь и, по примеру своего отца Констанция, был к ним добр и справедлив.

В 312 году Максентий объявил войну Константину. Силы Константина были несравненно слабее Максентия, и он чувствовал, что один не может одолеть неприятеля. «Поэтому,- говорит писатель того времени Евсевий,- Константин стал думать, какого Бога призвать себе на помощь. И пришло ему на мысль, что немалое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманывались в своих ожиданиях и претерпевали поражение, и что, напротив, отец его, во всю свою жизнь почитавший Единого Всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства. Константин начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его и в предстоящем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и приношения, получил он удивительнейшее, посланное от Бога знамение.

«Идя против Максентия, который заключился в Риме, в часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил сам царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим победиши».

Это видение объяло ужасом, как его самого, так и все войско. Константин недоумевал, что бы значило такое явление? В следующую ночь во сне явился ему Христос  с виденным в небе знамением, и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. Едва только показался дневной свет, Константин рассказал приближенным об этом и спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. Они отвечали ему, что Бог, явившийся ему, есть Единородный Сын Единого и Единственного Бога. А явившееся знамение — есть знамение бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он в дни Своей земной жизни… Константин «призвав людей, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, и описав им образ знамения, приказал по подобию его сделать такое же из золота и драгоценных камней».

С этим спасительным знамением, Константин выступил против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею он низложил неприятеля, который, спасаясь бегством, был низринут с Нитвианского моста в Тибр, в пятнадцати верстах от Рима, и утонул. Победитель с торжеством вступил в царствующий город, где все встречали Константина с благословениями и невыразимою радостью. Но, обладая врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился народными восклицаниями и не возгордился похвалами, но, сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы.

Став единственным правителем Римской империи и приняв Святое Крещение, Константин объявил христианскую веру господствующей, разрушил все языческие храмы, запретил наказывать крестной казнью преступников, а знамена и оружие своего войска украсил изображением на них Креста.

Таким образом, Крест, считавшийся самым позорным орудием казни, сделался знамением торжества и победы христианства над язычеством.

 

Ангелов слава и демонов язва

В благодарность за одержанные им победы и чудесные явления благодати Божией император Константин горячо возжелал отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и воздвигнуть на месте Его страданий храм. В этом царю много содействовала его благочестивая мать святая Елена. В 326 году, не смотря на преклонный возраст, она отправилась в Иерусалим. Вместе с иерусалимским Патриархом Макарием, святая Елена стала расспрашивать христиан и иудеев о том, где находилась Голгофа, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры.

Евангелие повествует нам о том, как праведный Иосиф Аримафейский снял с Креста Тело Господа Иисуса Христа и положил Его в саду в пещере, находившейся недалеко от места распятия (Ин. 19, 38-42). По существующему обычаю, иудеи там же, на Голгофе, зарыли в землю и орудия казни — Крест Господень, а также кресты, на которых были распяты два разбойника, и хранили это место в тайне. В 70-м году Иерусалим был разрушен до основания войсками римского императора Тита. В 130 году император-язычник Адриан, подавив последнее отчаянное восстание евреев против римлян, обратил город в римскую колонию, под именем Элиа Капитолина. Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей и на этом месте сооружено капище Венеры и поставлена статуя Юпитера. Здесь совершали идольские жертвоприношения язычники.

Царица повела уничтожить все языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим. Когда разрушили капище Венеры и, совершив молитву, начали копать землю,  обнаружили Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечку с надписью, сделанную по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Спасителя. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на проносимого мимо покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец встал живым из гроба.

Положен был также Крест на больную женщину, и она тотчас же исцелилась. Святая Елена, Патриарх и все присутствующие при этих чудесах с радость и благоговением поклонились и целовали Животворящий Крест. Старец Иуда и многие иудеи и язычники уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил в крещении имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского; он принял страдания за веру и мученическую смерть во время гонения Юлиана Отступника в 363 году.

По указанию императора в Иерусалиме воздвигли обширный храм Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Этот храм строился около 10-и лет. Святая царица Елена не дожила до освящения храма: она скончалась в 327 году.  Храм был освящен 13 сентября 335 года.

 

Высшая награда

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Возможно, что среди них существуют подделки, но их число определить очень трудно. Церковный реформатор Жан Кальвин кощунственно заявлял в XVI веке, что из многочисленных частей Креста можно было бы построить корабль. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных дошедших до нас фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.

Впервые Древо Креста Господня было разделено самой святой Еленой. После обретения великой святыни царица приказала поделить ее на две части и одну из них оставить в Иерусалиме, а другую отправила в столицу своей Империи. Кроме этого, церковное предание утверждает, что по дороге в Константинополь она оставляла частицы Креста в основанных ею монастырях. Так в 327 году при основании на Кипре монастыря Ставровуни («Гора Креста») царица по повелению ангела, явившегося ей во сне, оставила в нём частицу святыни, где она и хранится по сей день. Как свидетельствует Кирилл Иерусалимский в IV веке маленькие части Животворящего Креста были распространены среди христиан. Также и святитель Иоанн Златоуст говорит, что частицы Древа Господня были у многих верующих: «Многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают себе на шею».

Иерусалимская часть Креста на протяжении нескольких веков хранилась в храме Воскресения Христова. В 614 году персидский царь Хозрой II осадил Иерусалим. После кровопролитной битвы персы овладели городом, сожгли храм, умертвили многих священников, монашествующих и множество христиан, похитили все ценности, и, между прочим, Крест Господень. Четырнадцать лет персы владели Святым Крестом. Наконец, в конце 628 года, Сароэс, сын Хозроя, побежденный византийским императором Ираклием, принужден был возвратить Крест.

Ираклий сам, с Патриархом, клиром и с множеством народа, встретил в Константинополе святыню и потом сопровождал ее до Иерусалима, чтобы еще там принести благодарение Богу за возвращение Святого Креста и за дарованную ему победу. Дошедши до горы Елеонской, Ираклий взял Крест на плечи, чтобы нести Его на лобное место. У ворот, которыми восходили на Голгофу,  император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Патриарх объявил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершал Свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду, беспрепятственно внес Крест Христов в храм и положил Его на то место, откуда Он был похищен персами.

Однако позже, из-за опасности постоянных набегов на Иерусалим со стороны иноверцев, хранящийся в нем фрагмент Креста Господня по решению христиан был разделен на частицы, которые были разосланы в самые разные страны Европы. Об этом в своей «Краткой истории Животворящего Древа» в XII веке написал кантор храма Гроба Господня Анселл: «Народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили».

Когда Палестина была завоевана турками, тогда для освобождения Святой земли западные христиане снарядили большое войско — крестоносцев, которое подступив к Иерусалиму в 1099 году, взяло его у турков. Иерусалимские христиане встретили своих освободителей со Святым Крестом. Радость христиан так была велика. Святой Крест торжественно носили по улицам Иерусалима, Его лобызали, обнимали, обливали слезами, пока вновь не поставили в храме Воскресения Господня.

После этого турки несколько раз намеревались отнять у христиан Иерусалим, но Крест Господень, носимый в рядах войска, ограждал и воодушевлял крестоносцев против турок, подавая победу за победой. Так Болдуин I, царь Иерусалимский, неудачи на войне всегда приписывал отсутствию Креста Господня в рядах войск. При Болдуине III, во время войны, турки зажгли тернии на полях, через которые необходимо было пройти крестоносцам, гибель их была неминуема, так как с одной стороны враги поражали христиан тучами стрел, а с другой — едкий дым не давал дышать защитникам Креста Господня. Тогда, назаретский епископ, помолившись, воздвиг честный Крест Христов, — и ветер, переменив направление, погнал весь дым в сторону врагов.

Во время третьего крестового похода (1171-1188) против Саладина Крест Христов также находился в рядах войск. Будучи поставлен на возвышении, при битве тивериадской Он воодушевлял воинов так, что сам Саладин отзывался о их храбрости и мужестве с нескрываемой досадой. Но когда во время этой битвы был убит птолемаидский епископ, державший Крест Господень, последний попал в руки врагов. Отчаянный крик раздался в рядах христианских воинов и, несмотря на все усилия отнять у врагов Святой Крест, Он остался, по неисповедимым судьбам Божиим, в руках неверных турок. Тогда воины, кидая свое оружие, не думая более о спасении своей жизни, сами бросались на мечи и копья врагов. Поле сражения представляло зрелище отчаяния, скорби и страшного горя… Христиане, потеряв Животворящий Крест Господень, более уже не боялись потерять свободу и жизнь.

После битвы Крест Господень был отнесен врагами в Багдад, где находился более тридцати лет, так как Саладин и его приемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить Его христианам.

Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест. С сего времени вновь начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым крупным городам… Кроме этого, крестоносцы, в награду себе за труды, не желали получить ничего иного, как только частицу Животворящего Древа. И в настоящее время Орден Креста с частицей Животворящего Древа является высшей наградой Иерусалимской Церкви. Однако, по сей день в Иерусалиме хранится самая большая из дошедших до нас частей Креста.

 

Хранитель всея вселенныя

Привезенная из Иерусалима в Рим святой Еленой часть Креста Господня была помещена в Сессорианском дворце царицы, после ее смерти с ее же согласия перестроенном в базилику Святого Иерусалимского Креста. Там в специальном реликварии она и находится вплоть до наших дней, причем считается одним из самых больших сохранившихся фрагментов Креста Господня. Еще одна небольшая частичка Креста находится в другом соборе Рима — в Латеранской базилике Святого Иоанна. От римской части Креста Господня был отделен фрагмент для новой столицы империи — Константинополя. Вместе со всеми остальными евангельскими святынями он хранился в фаросском храме Пресвятой Богородицы в императорском дворце, но по прошествии времени, при императоре Константине Багрянородном, специально для него был создан особый реликварий — Лимбургская ставротека. Там он и хранился вплоть до 1204 года, когда в результате печально известного IV Крестового похода Константинополь не был разграблен крестоносцами, и его святыни оказались в разных странах Западной Европы.

Вообще крестоносцы в особенности поспособствовали тому, что сегодня частицы Креста Господня  можно найти в разных уголках мира. Так, известно, что император провозглашенной крестоносцами Латинской империи Балдуин II передал одну из частиц Животворящего Креста вместе со многими другими святынями королю Франции Людовику IX. Она была помещена в воздвигнутую в центре Парижа специально для привезенных христианских святынь Святую часовню, а после произошедшего в XIX веке закрытия часовни перемещена в сокровищницу собора Парижской Богоматери. Там она хранится до сих пор. Еще одна частица Креста Господня была также подарена императором Латинской империи Балдуином II герцогу Австрии Леопольду V, который передал святыню в австрийский католический цистерцианский монастырь XII века Святого Креста Хайлигенкройц. Этот фрагмент Животворящего Креста считался самым большим в Европе из лежащих севернее Альп, в связи с чем во времена Средневековья обитель стала центром массовых паломничеств.

Среди других мест, в которых по прошествии времени оказались фрагменты Креста Господня, стоит отметить один из самых древних монастырей Испании — францисканский монастырь Святого Торибио в Кантабрии. Несколько частиц Креста с XII века хранится в Баварии, в монастыре Шейерн. Небольшой фрагмент находится и на иконе Святых Константина и Елены в греческой православной сокровищнице храма Гроба Господня в Иерусалиме — там, где десятки веков назад он и был обретен. Частицы Креста сегодня хранятся в Афонских монастырях: Иверском, Дионисиат, Котлумуш, Ксиропотам (часть пробитая гвоздём), Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита и Эсфигмен — единичные частицы; Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф, Каракал Сармаго… Фрагмент святыни есть и  в грузинском соборе Свтицховели. По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье позже было утеряно при грузинском царе Георгии XII.

Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста издревле  известны и на Руси. Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в  XII веке из Иерусалима в числе прочих святынь. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских Великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII— начале XX веков являлся одной из главнейших реликвий Благовещенского собора.

Части Креста хранились в Киевском Софийском соборе и в Петербурге, а также в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Русские паломники в Святую землю из числа особо именитых лиц с первой половины XIX века, получали от Иерусалимского Патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения.

Части древа Животворящего Креста Господня были преподнесены в  1799 году императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена. Святыни поместили в придворной церкви Спаса Нерукотиворного образа в Зимнем дворце.

Сегодня в России поклонница частицам Святого Древа Господня можно в Благовещенском и Крестовоздвиженском монастырях Нижнего Новгорода, в Богоявленском соборе в Елохове, в Крестовоздвиженском монастыре Екатеринбурга, в Тороице-Сергиевой Лавре и ряде других обителей и храмов.

Наконец, весной 2006 года частица Животворящего Креста Патриархом Алексием II была передана космонавтам 13-й экспедиции МКС и доставлена на околоземную орбиту, где, по словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, «Крест Господень будет облетать Землю и защищать космонавтов, работающих на станции, а также всех землян от бед и катастроф». Таким образом, Крест Христов по частям своим, как сказал еще в IV веке святой Кирилл Иерусалимский, достался всем концам вселенной, для спасения которой на Нем был распят Христос.

Подготовил Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели