Совсем недавно начался новый учебный год и многие родители спрашивают: кому молиться, чтобы их чадам сопутствовал успех в учебе. Например, с недавних пор на Руси очень популярным в этом смысле стал образ Богородицы «Прибавление ума». К тому же и само празднование иконе совершается накануне Дня знаний – 28 августа…
Среди православных икон Божией Матери икона «Прибавление Ума» предстает достаточно необычной. Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что Дева Мария и Христос изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением – фелонью. Пресвятая Дева и Младенец Иисус имеют царские венцы на главах; при этом Господь Иисус благословляет десницей, а в левой руке имеет державу. По сторонам изображены коленопреклоненные на облаках Ангелы, четыре — с зажженными свечами. Под ногами Богоматери — херувим с распростертыми крылами. Иконе Божией Матери «Прибавление Ума» («Подательница Ума») молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении. Происхождением эта икона обязана глубокому верованию православных в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Сыном Своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место. Родители, замечающие в детях своих скудоумие в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвою к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Иисусу Христу как предвечному источнику мудрости и разума, и прибавлении ума их детям. Но не только дети, а и всякий человек нуждается в озарении свыше своего ума светом Истины, светом премудрости и разума. Особенно нуждается в этом наше время – всеобщего, в буквальном смысле, «без-умия».
Насколько сложна и непривычна иконография «Прибавления Ума», так удивительна и история этой иконы. По преданию, образ написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны — старые или новые. «Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… , -гласит предание. — Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…» Однажды во сне или в видении он получил ответ на свою молитву — обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа «Прибавление ума».
Другой вариант предания гласит, что икону написал психически больной человек: когда сознание возвращалось ему, он горячо молился Богородице об исцелении. Однажды в видении он узрел образ Царицы Небесной, нигде им раньше не виданный, и решил изобразить его, хотя раньше никогда не писал иконы. Когда он закончил работу, то помолился новому образу об исцелении и выздоровел. С тех пор икона и стала именоваться «Прибавление ума». Но все обошлось еще более чудесным образом.
Сегодня исследователи установили, что прототипом иконы послужила Лоретанская (или Лорецкая) статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето. Согласно преданию, равноапостольная Елена во время путешествия по Святым местам нашла в Назарете тот самый дом, где росла и воспитывалась Дева Мария и где произошло Благовещание.
Над этим домом она повелела выстроить церковь. Когда в XIII веке крестоносцы отступали из Палестины под натиском сарацинов, церковь, построенная святой Еленой, была разрушена и судьба самого «святого дома» вызывала опасения.
Христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя. В 1491 и 1507 году римские папы подтвердили подлинность святыни особыми буллами. Святой дом в Лорето стал одним из самых популярных паломнических центров католической Европы. Считается, что ее видели в Италии и русские послы великого князя Василия III в 1528 году, и по этому образу была написана русская икона. Таким образом, по Промыслу Божьему католическая святыня явилась иконографическим прототипом православной иконы «Прибавление ума».
Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Тутаева. В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алекссевском.
Итак, к кому все-таки обращать молитвы родителям, чтобы их чада успешно осваивали азы наук?
— Да, пред иконой Божией Матери, именуемой «Прибавление ума», молятся об успехе в учебе, — говорит настоятель Тихвинской церкви города Арзамаса протоиерей Николай Жданов. – Но, здесь нужно еще и еще раз объяснить, что мы всегда молимся только единому Богу. Больше – никому, в глобальном значении. Только перед Богом мы и грешим и каемся, спасаемся и погибаем… И нет ни кого больше в мире, Кто бы мог определять нашу жизнь – кроме Бога. Святых, Божию Матерь мы просим, чтобы они вместе с нами усилили нашу молитву. Святые помогают нам Тем же Самым Духом Святым, Той же Самой Божественной Благодатью. Святые, очистив свое сердце, восприняв в себя Святаго Духа, стали как бы источниками кипящими, бурлящими из которых Дух Святой изливается на всех нас. Поэтому молитвы святых, Богородицы очень действенны. Но они помогают нам не самосильно, не своей собственной силой, а Божественной Благодатью. Если говорить проще – они не посредники наши, а сомолитвенники Богу. Поэтому, можно молиться любому святому, который ближе к человеку, перед любой иконой Богородице. Хотя из жития святых мы знаем, что например Сергию Радонежскому тяжело давалось учение, он слезно молился и Господь даровал ему это. Если можно так сказать, он умеет молиться, чтобы Господь даровал разуменее. Как, и Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна