Причащение должно быть потребностью души

Размещено 2 Дек, 2013

Александр спрашивает:

«Здравствуйте! Не так давно прочел книгу прп. Никодима Святогорца и св.Макария Коринфского «О непрестанном причащении Святых Христовых таин» и возникло несколько вопросов:

1. Действительно ли бывать на литургии и не причащаться есть грех, за который даже отлучают от церкви(8 и 9 Апост. правила и 2е прав. Антиох. собора)? Как же тогда быть, не ходить?

2. Сколько часто необходимо причащаться, чтобы не нарушить каноны и спастись.

3. Если я причащаюсь регулярно (положим 1 или 2 раза в месяц),можно ли поститься только накануне причастия(если нет поста) и не вычитывать положенных трёх канонов, кроме ко Св. Причащени и правила, поскольку эта традиция, кажется возникла в синодальный период и не была до этого в употреблении».

Отвечает протоиерей Николай Жданов:

— Отвечу по порядку.

1. Причащаться Святых Христовых Тайн не обязательно на каждой литургии. И доказательством этому служит жизнь многих и многих Святых Церкви. В настоящее время в Церкви приветствуется частое Причастие, но без погони за количеством причащений. Главное не количество, а качество.

2. Спасение и погибель человека не зависит напрямую от количества причащений. Прп. Мария Египетская причастилась два раза, при этом достигла великой святости. Многие священники причащаются очень часто, но особой святости что-то не видно. Господь смотрит на сердце человека, на его покаяние, сокрушение, молитву, а совсем не на то, как часто он бывает у Чаши. Можно сказать и так: частое Причащение должно быть потребностью души и результатом глубоко-воцерковленной жизни. Но даже в древних святых монастырях Причащались обычно не более раза в неделю, хотя службы, понятно, служились постоянно. Тут многое зависит от степени Вашего личного воцерковления и от состояния Вашей духовной жизни. Посоветуйтесь в этом вопросе с духовником.

3. Традиция молитвенной подготовки к Причастию возникла совсем не в Синодальный период. Тот же Типикон описывает обязательную неделю говения перед Причащением. А состав молитвенного правила помещен в Правильнике, сборнике более старом чем Синодальный период. Правило желательно вычитывать полностью, при этом не просто вычитывая, а реально молясь. Количество дней поста надо устоновить с Вашим духовником в зависимости от состояния Вашего здоровья, духовной жизни и т.п.

Перейти к верхней панели