«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1-2). Многие из астрологов, пытаясь доказать отсутствие противоречий между астрологией и христианством, ссылаются на этот Евангельский рассказ о поклонении волхвов Младенцу Иисусу. Но кто на самом деле были эти волхвы, что заставило их двинуться на поклонение Богомладенцу и действительно ли Евангельское повествование оправдывает занятие астрологией?
В греческом первоисточнике используется слово «маги», переведенное на русский язык как «волхвы». Слово «маги» имеет общий для индоевропейских языков корень, обладающий тем же значением, что и однокоренное русское слово «могучий». Магами назывались люди, достигшие высот в языческих религиозных практиках и приобретшие, по общему мнению, внутреннее могущество, а также власть над духами и стихиями. В узком смысле магами назывались зороастрийские жрецы, практиковавшие, в частности, и астрологию. Церковное предание, восходящее к I веку, говорит о том, что Евангельские волхвы Валтасар, Гаспар и Мельхиор были в Персии не только жрецами и учителями, но и князьями, то есть людьми знатными, наделенными властью. Увидев на небе знамение – появившуюся звезду – они, действительно, пришли на поклонение Христу.
Только вот звезда эта была не совсем обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: «И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2: 9). Что за звезда могла так передвигаться: сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему и стать над местом, где родился Христос? Большинство святых отцов и учителей Церкви сходятся во мнении, что, подобно огненному столпу, ведшему Израиль при выходе из Египта (Исх. 13: 21-22; 14: 19-20), под видом Вифлеемской звезды действовала ангельская сила. Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет это тем, что «поелику волхвы занимались наукой о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра-рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу». Как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествовала представителям язычества на их пути ко Спасителю. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать астрологии возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2: 4), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями.
Вместе с тем, как известно, Церковь осуждает астрологию как оккультную науку. Еще Дидахе, памятник христианской письменности катехизического характера рубежа I-II века, предостерегает: «Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство». И Ветхозаветная, и тем более Новозаветная Церкви запрещают заниматься астрологией и обращаться к астрологам. Номоканон ясно определяет: «Которые ходят к волхвам, или волхвуют, или звездословят шесть лет да не причастятся по 61-му правилу Трульского собора и по 80-му правилу Василия Великого, священник же, творящий это, да извержится».
И отнюдь не оправдание, а прекращение занятия астрологией, терпимой лишь до Рождения Христа, видели святые отцы в явлении Вифлеемской звезды. Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на Евангелие от Матфея говорят, что явление божественной и ангельской силы в виде звезды, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднило магию. Священное Предание повествует о том, что после поклонения Иисусу волхвы Валтасар, Гаспар и Мельхиор оставили астрологию вовсе, спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками Слова Божия. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: «В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды». То есть, служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.
Кроме этого, большинство толкователей сходится и в том, что одни только астрологические расчеты вряд ли могли заставить магов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю. Именно в этом смысле обычно понимают дары, которые волхвы принесли Христу: золото, как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам), как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, как знак будущей искупительной смерти Иисуса. Что же, кроме звезды, могло подвигнуть волхвов отправиться в Иудею? Скорее всего, маги были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку существовала большая иудейская диаспора в Вавилоне. Наверняка имело место и действие призывающей всех ко спасению Божией благодати, которую волхвы смогли воспринять благодаря своей личной устремленности к Богу.
Итак, можем ли мы сказать, что поклонение волхвов оправдывает астрологию? Нет. Ничего собственно астрологического не привело их к Христу. Звезда была ангельской силой, а отправиться вслед за ней их побудила жажда познания Истины.
Подготовил Николай Азов