Второй Серафим

Размещено 8 Фев, 2014

Второй Серафим

«Эта женщина будет великий светильник!» — так пророчески говорил преподобный Серафим Саровский о будущей блаженной старице Пелагии Ивановне Серебренниковой. Еще при жизни, называли святую второй Серафим и не случайно. Зорко следила старица, по завету великого подвижника, за тем, что творилось в основанной самой Царицей Небесной обители. Как и преподобный Серафим, не переставали молить Господа в трудные для Дивеевского монастыря годы. Не боялась обличать неправду, не взирая на лица… В нынешнем году исполняется 205 лет со дня рождения, 130 лет со дня кончины, и 10 лет со дня прославления блаженной Пелагии Дивеевской.

 

«И будешь ты свет миру»

Пелагея Ивановна родилась в 1809 году в богатой купеческой семье Суриных в городе Арзамасе Нижегородской губернии. Ее отец рано умер, и мать вышла вторично замуж за богатого, но сурового по характеру купца Королева-Иконникова. При этом, Пелагея вместе с братьями осталась в отцовском доме под присмотром прислуги, и очень редко виделась с матерью. Случалось, что дети прибегут к воротам Королева, их никто не заметит и они, не повидавшись с родительницей, так и уйдут к себе домой.

Когда Пелагее исполнилось 19 лет, мать выдала ее замуж за мещанина Сергея Серебренникова. Супружеская жизнь была тяжелой для обоих: два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве. Она тяготилась замужеством, а муж был недоволен ею и считал себя несчастным. Наслышавшись о преподобном Серафиме, они, вместе с матерью, поехали в Саров, чтобы попросить его наставлений и молитвенной помощи. Святой старец принял их у себя в монастырской келии, благословил мужа и мать и немедленно отпустил их, а Пелагею Ивановну поучал целых два часа. Преподобный Серафим Саровский возложил на нее подвиг юродства, как необходимый для ее спасения и предрекл, что будет она жить в Дивеевском монастыре и заменит там  его самого. Между тем, муж, вернувшись в монастырскую гостиницу, запряг лошадей, чтобы ехать обратно в Арзамас, но Пелагея Ивановна все не возвращалась. Разгневанный он побежал обратно к келии Серафима Саровского и увидел, как преподобный, провожая Пелагею Ивановну, поклонился ей до земли и сказал: «Поди, поди, матушка, поди в Дивеево, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру».

По возвращению домой, в Арзамас, Пелагея начала юродствовать…

 

Безумны Христа ради —  мудры во Христе

Юродство Христа ради — один из самых удивительных, непонятных для обывателя и трудных подвигов христианского благочестия. В основе его лежит пламенная любовь к Богу в сочетании с великим самоотвержением, чрезвычайным беспристрастием к себе, терпением поруганий, презрения со стороны обывателей, перенесением голода, жажды, зноя и других лишений, отказом от мирских благ и общепринятых  норм жизни.  Пониманию этого подвига служат слова апостола: «…мудрость мира сего есть безумие перед Богом…» (1 Кор. 3, 19).

Христа ради юродивые, или блаженные,  старались побороть в себе корень всех грехов – гордость. Для этого они представлялись как будто лишенными рассудка, безумными, вызывая тем над собою насмешки, смиренно снося поношения, а порой и побои.  При внешнем безумстве, постоянное самонаблюдение, зоркая бдительность над малейшими движениями своего внутреннего мира, нравственная чистота, истинные духовные совершенства создавали те предпосылки святого видения, при котором им Духом Святым открывались моменты и поступки, оскорбляющие в людях славу Божию, и давалась смелость говорить обличающую правду  даже «сильным мира сего». Тем самым они возвращали сердца согрешающих на путь истины и добра.

В подвиге юродства присутствует свидетельство воплощенного протеста против чрезмерного тяготения людей к земле, только к ее интересам и запросам. Свободные от рабства внешнему, земному, юродивые своим жизненным примером назидали других не увлекаться «единым на потребу» в ущерб высшим целям жизни. В иносказательной символической форме юродивые обличали зло в мире, как словами, так и действиями, чтобы сильнее воздействовать на окружающих, так как к обычной простой проповеди люди зачастую относятся равнодушно.

Людям далеким от духовной жизни может показаться, что блаженные все время совершали «предосудительные поступки». Но,  «творя похабное», они не только прикрывали этим свою святость, но и насмехались над непотребством. Притворно изображая какую-либо страсть или порок, блаженные наглядно показывали всю гнусность греха. Тем, кому были предназначены такие «отрицательные» уроки, они приносили больше пользы, чем все наставления.  Подвиг юродства открывал человеку дар благодати Божией — духовную мудрость для обращения бесславия в славу Божию, не допуская в смешном ничего греховного, в неблагопристойном — соблазнительного, в обличении — ничего несправедливого.

Юродство Христа ради — это не только личный,  но и социальный подвиг. Юродивые посвящали свою жизнь делу спасения ближних. Не случайно, святое юродство, утвердившись в человеке, приближает его к пророческому служению. Многие пророки Ветхого Завета считаются предшественниками блаженных. Так, пророк Исайя ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20, 2-3), пророк Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3). Для чего они это делали? Чтобы привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Но, ветхозаветные пророки не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей.

Придя в мир, Спаситель изменил жизнь человечества. И если устои тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или вовсе отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…»  (1 Кор. 4, 10), -говорит апостол Павел.

«Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать,…  но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными, — вторит ему святитель Афанасий Александрийский. —  Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных».

Неудивительно, что всем сердцем приняв учение Христово, именно Русь прославилась множеством блаженных. С древних времен Новгород славил святых юродивых Николая Кочанова, Феодора, Михаила Клопского и праведного Иакова Боровичского. Устюг –Прокопия и Иоанна. Ростов – святых Исидора и Иоанна. Москва – блаженных Максима, Василия, Иоанна. Калуга –Лаврентия. Псков – святого Николу Саллоса…  Для тех, кто всей душой стремится к Богу, «житейская мудрость» глупа и ничего не стоит. Истинно мудр лишь тот, кто думает о жизни вечной. Потому-то и уходили часто из богатых домов, становились юродивыми Христа ради искавшие путь в Царствие Небесное.  Ибо, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное избрал Бог, чтобы упразднить знающее…» (1 Кор. 1, 27-28).

 

Благословение Царицы Небесныя исполнившыя

После встречи с преподобным Серафимом Саровским для окружающих Пелагея с каждым днем как будто все более и более теряла рассудок: днем она бегала по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью, тайно ото всех, с воздетыми руками молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее, приковывал цепью к стене и, наконец, отказался и вернул матери.

В доме отчима все также возненавидели Пелагею, видя в ее юродстве унижение для семьи. Мать не знала, что с ней делать. Ее также били, сажали на цепь, а однажды, по просьбе матери, городничий приказал высечь блаженную, да так, что кровь залила весь пол, а кожа у святой свисала клочьями.  В следующую же ночь городничему приснился ужасный сон: он увидел себя в адских муках за Пелагею Ивановну.  После этого он строго приказал всем больше не трогать ее.

Промаявшись с дочерью несколько лет, мать обрадовалась случаю поместить ее в Дивеевский монастырь и даже внесла за это огромные по тем временам деньги – 500 рублей.  Так сбылось предсказание преподобного Серафима Саровского, о том, что надлежит ей находиться в обители Царицы Небесной. В Дивеевском монастыре блаженная прожила 46 лет.

 

Слова, звучавшие как колокол

В первое время Пелагея Ивановна и в монастыре продолжала безумствовать: бегала по обители, бросала камни, била окна в кельях, становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Ее келейница так била блаженную, что и смотреть нельзя было без жалости. А Пелагия Ивановна как бы нарочно вызывала всех на оскорбления и  побои себя, безумствовала, колотилась головой и руками о стены монастырских построек. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» — кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает. Терпения и лишения были ее уделом: она никогда не просила пищи, а вкушала, когда предложат, и то очень скудно; круглый год ходила босиком, спала на полу на войлочной подстилке; денег никогда ни от кого не брала; говорила иносказательно, но весьма мудро и имела дар прозорливости. Человеческий ум не вмещает подвига блаженной Пелагеи. Поистине, душа ее, скрытая от окружающих видимым безумием, сияла чистотой и любовью. Лишь внимательному и сострадательному взгляду открывалась небесная красота юродивой.

Не смотря на свое видимое юродство, Пелагея зорко следила за тем, что делалось в монастыре, выполняя завет преподобного Серафима. Неся тяжкое бремя подвига,  Пелагея Ивановна оберегала своей молитвою святую обитель.

Во время внутренней смуты в монастыре блаженная по-своему воевала за правду — что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. После окончания смуты она переменилась, полюбила цветы, подолгу сидела на крылечке своей келии, перебирая их. Все в обители обращались к ней в трудных обстоятельствах, прося ее святых молитв, и даже игуменья ничего не предпринимала без ее совета. Сестер обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. «Вон сколько у меня деток-то», — говорила она другой блаженной, Паше Саровской, выражая всю любовь свою к Дивеевским насельницам.

Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости. В Дивеево к Пелагее стекался со всех сторон народ, люди разных званий и состояний — все спешили увидеть ее и услышать от нее мудрое слово назидания, утешения, совета духовного или обличения и укора. И она, говорила всякому, что для него было нужно и душеспасительно, — с иным ласково, а с иным грозно, иных же вовсе отгоняла от себя и бросала в них камнями, других жестоко обличала, причем голос ее, как некогда у блаженного Христа ради юродивого Андрея, подобно колоколу звучал сильно и благодатно, так что кто его слушал, вовек не мог забыть потрясающего действия ее слов.

 

Земли Российския украшение

Кончина и погребение старицы ознаменовались чудесами, которые еще более утвердили ее почитателей в том, что почившая великая подвижница Божия. Блаженная скончалась 12 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми.

Одна из сестер Дивеевской обители Ксения Андреевна более года страдала болью в руке, которую сильно ломило и сводило. Лечилась она у доктора в Ардатове, но особенной пользы от этого не получила. Малое облегчение доставлял ей меховой рукав, который она носила на больной руке под рубахой и без него не могла выйти на улицу, ибо малейшая сырость или холод причиняли ей сильные страдания. Поднимать тяжести она совершенно не могла и считала себя калекой, неспособной ни к какой тяжелой работе, о чем весьма сокрушалась. Когда скончалась Пелагия Ивановна и Ксению Андреевну в числе других позвали обряжать ее тело, она так поспешила в келлию старицы, что забыла надеть рукав на свою больную руку и уже на полпути вспомнила об этом, но не захотела возвращаться. «Что будет, то будет, а не ворочусь», — подумала она. Подняв вместе с другими сестрами с одра тело блаженной, Ксения Андреевна почувствовала легкость и свободу в своей больной руке. Ломота и судороги навсегда прекратились.

Старица Дивеевской обители Матрона Савельевна, лежавшая в монастырской больнице и очень скорбела, что не в силах пойти ко гробу Пелагии Ивановны и поклониться ей. Во сне она увидела блаженную, которая строго сказала: «Как ты смеешь ко мне не прийти!» Матрона Савельевна в испуге проснулась, почувствовала себя здоровой и немедленно пошла в церковь ко гробу Пелагии Ивановны, несмотря на то, что была полночь. Поклонившись телу блаженной старицы и поцеловав ее руку, она, здоровая и утешенная, возвратилась в свою келлию. И в настоящее время по молитвам святой блаженной Пелагеи Дивеевской не прекращаются чудеса.

31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 года Архиерейским собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии были обретены в сентябре 2004 года и ныне покоятся в Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. В честь блаженной Пелагеи Дивеевской освящен один из восьми ее приделов.

Арзамасцы могут гордиться тем, что именно в нашем городе явилась на свет великая угодница Божия Пелагея. К сожалению, сохранилось очень немногое из жизни блаженной в Арзамасе. Известно, что крещена была Пелагея Ивановна в церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2006 году в этом храме возобновлена литургическая жизнь. Венчалась святая в церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Перед дверьми этого храма, на паперти под колокольней, приняв подвиг юродства Пелагея Ивановна проводила ночи в молитве. Иоанна Богословский храм был разрушен в 30-х годах XX века. От Иоанно-Богословского прихода сохранилась церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, которая была возвращена Нижегородской епархии в 2004 году. 2 января 2013 года храм был освящен малым чином и в нем возобновились постоянные богослужения.

Подготовил Николай Жидков

Тропарь блаженной старице Пелагии:
Явилася еси земли Российския украшение, Обители Дивеевския блаженная матере наша Пелагея, благословение Царицы Небесныя исполнившыя и дерзновение ко Господу стяжавшыя, молите у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели