«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1–2). Из Святого Благовествования всем нам известно, что пришедшие с востока волхвы принесли Богомладенцу дары. Именно эти честные дары недавно побывали в пределах Русской Православной Церкви и поклониться им смогли тысячи и тысячи православных России, Беларуссии и Украины. Что же мы знаем о дарах волхвов, кем были эти люди, пустившиеся в трудное странствие, чтобы поклониться Родившемуся в далеком иудейском Вифлиеме, как священная реликвия сохранилась до наших дней и почему Православная Церковь считает святыней поднесенные некогда Спасителю золото, ладан и смирну?
…И, пав, поклонились Ему…
Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24,17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9, 25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал царь Ирод. Знал Император Август. Знали и цари Востока.
Именно поэтому, увидев новую звезду, трое из них Гаспар — из Персии, Мельхиор – из Нубии и Валтасар — из Годолии отправились в Иудею. Все они правили народами, входившими некогда в могучее Вавилонское царство, рухнувшее в точном соответствии с предсказаниями библейских пророков.
Поэтому же, расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5, 2). Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до Рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2, 11). Открыв свои сокровища, волхвы принесли Богомладенцу дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). И после этого «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду» ( Мф. 2, 12 ), минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.
Кем же были волхвы?
Само поклонение волхвов, безусловно, весьма символично: языческий мир признал Христа, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Но кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? И почему именно волхвы? Ведь изначально, христианство негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей рассказывает о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя.
В толковании Евангелия архиепископа Аверкия говорится, что волхвы не были теми, кто «обычно подразумевается под этим именем, то есть кудесниками или волшебниками, творившими ложные чудеса… Это были люди ученые, обладавшие большими знаниями». Вместе с тем, на то, что, они были из царских родов, указывают ветхозаветные пророчества: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного… и души убогих спасет» (Пс. 71, 10–13).
В литургических текстах восточной Церкви волхвы не называются по именам, и не говорится, сколько их было. Этому есть объяснение: Евангелие обращает наше внимание не на мелочи, а на главный смысл события — языческие народы и их цари принесли Иисусу Христу дары, что стало прообразом обращения ко Христу язычников. Можно лишь предположить, что, скорее всего, знатные люди, имеющие отношение к царским родам, не могли отправились в длительное путешествие без сопровождения воинов и свиты.
Вместе с тем, предание называет нам имена троих волхвов и описывает их внешность. Каспар (Гаспар) был «безбородым юношей», Мельхиор — «бородатым старцем», а Бальтазар (Валтасар) — «темнокожим» или «черным». Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов.
Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Церковь причислила их к лику святых. Впоследствии мощи их были обретены царицей Еленой и установлены в Константинополе. Оттуда были перенесены в Милан, где хранились до 1164 года. Германский король Фридрих Барбаросса, завоевавший этот город, переправил святыню в Кельн, где они и пребывают поныне.
Чему мы поклоняемся?
Каждый из принесенных Спасителю волхвами даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу, как Царю Иудейскому. Ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».
Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, со временем были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это тоже очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.
Почему же мы, православные, поклоняемся честным Дарам волхвов? Это, пожалуй, самый распространенный вопрос. Безусловно, что Православная Церковь почитает не золото, смирну и ладан. К Дарам прикасался Сам Христос, а по учению Церкви то, к чему прикасалось Божественное тело Спасителя, становится священным, потому что на нем почивает Божия благодать. Глубокое понимание православного поклонения предполагает и то, что, если какой-то предмет посвящается Богу, Божией Матери или святому, он становится священным. То, что посвящается и приносится в дар Богу видимому — Рожденному, воплотившемуся Сыну Божию, священно настолько же, насколько и посвященное Богу невидимому. Как сказано в тропаре Святым Дарам, «прикосновением святых рук Твоих, Иисусе, Дары получили Божественную благодать». Поэтому, мы поклоняемся не золоту, смирне и ладану, а той Божественной благодати, которая почила на Дарах в результате прикосновения к ним божественного тела Иисуса Христа.
— В Православной Церкви издревле существует традиция почитать предметы и места, связаные с жизнью того или иного святого, и тем более Спасителя нашего Иисуса Христа, — рассказывает благочинный округа города Арзамаса иерей Давид Покровский. — Мы с вами поклоняемся и Поясу Пресвятой Богородицы, и Веригам апостола Петра, и Гробу Господню, где Воскрес Спаситель… Все эти предметы были освящены еще при жизни Спасителем, Богородицей, великими святыми. Все эти вещи восприняли благодать Божию. Неслучайно, в молитве на поклонение Дарам волхвов, мы говорим, что их держал руками Сам Господь и через прикосновение к ним просим ниспослать и нам Божию Благодать…
Зримое свидетельство этого — многочисленные исцеления, которые у Даров получают те, кто с верой прикасается к святыне.
Как святыня дошла до наших дней?
Символическое значение Даров волхвов постигла Пресвятая Владычица наша Богородица. Она бережно хранила их всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, передала Дары вместе со своим Поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они и хранились до конца четвертого века. Узнав о священной Реликвии, благоговейный Византийский император Аркадий перенес Дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Здесь, в храме Святой Софии, евангельские золото, ладан и смирна хранились более тысячи лет.
В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Мария, не принявшая ислам, и до конца своих дней остававшаяся православной. Личная трагедия сербской принцессы, которая видела, как ее сын рушит стены великого христианского города и убивает братьев и сестер по вере обернулась счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший ее религиозные чувства, дал ей право собирать православные святыни на территории Османской империи.
Султаншу-мать в Стамбуле уважали. После взятия Константинополя воины доложили Маре о том, что в сокровищнице византийских императоров нашли диковинный ларец. В нем было много разных золотых пластин и огромное количество каких-то шариков. Прочитав надпись, Мара Георгиевна поняла, что перед ней Дары волхвов.
Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту святую гору Афон – монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие христианские правители Царьграда. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так нравилась султаншам последующих веков, что они берегли твердыню православия вплоть до падения Порты, иногда сами не зная, что они делают.
В 1470 году Мария Георгиевна решила посетить Афон, на который она передала огромное количество святынь, который она так любила с детства и на котором мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую гору, являющуюся уделом Самой Царицы Небесной. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского. Эту обитель очень любил ее отец – Георгий Бранкович, который построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца. В дар монастырю Мара решила преподнести ларец с Дарами волхвов. Но побывать в обители святого Павла Мария Георгиевна так и не смогла.
Корабль Мары пристал к берегу неподалеку от монастыря. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии она стала подниматься в гору. Но, на полпути к монастырю Мария в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мара упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Богородицы. Навстречу ей из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.
На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.
А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь.
«Блаженны не видевшие и уверовавшие»
Паломники утверждают, что удивительное благоухание, которое исходит от честных Даров, описать невозможно. Некоторые рассказывают также, что когда монахи подносят к уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении Предвечного Младенца. Монахи-святогорцы заметили, что через святые Дары волхвов получают исцеления одержимые нечистыми духами, врачуются бесплодные и страдающие онкологическими заболеваниями.
С 1980-х годов 2–3 предмета из Даров ежегодно вывозятся в митрополии Греции для поклонения верующих. Во время этих поездок также совершается множество чудесных исцелений, приводящих к вере скептиков и атеистов.
Так, в 1985 году, Дары привозили в новую церковь греческого города Салоники. Среди встречавшего святыню народа на паперти стояло несколько бесноватых. Они рычали и душераздирающе кричали. Одну женщину вели к Дарам волхвов, но она остановилась и стала упираться. Четверо крепких мужчин не могли сдвинуть ее с места. А она кричала: «Убирайся прочь, Младенец Вифлеемский!» Женщину подвели к ковчегу с силой, перед которым она упала ничком.
Тогда один монах взял цветок, украшавший ковчег со святыми Дарами волхвов и перекрестил им несчастную. Другой монах поднял ковчег и издали перекрестил ее. Бесноватая вновь стала кричать, лаять, рычать. Наконец ее силой подтащили к святыне. Бесноватая замолкла, несколько минут лежала, как мертвая, потом поднялась и медленно вышла из церкви. На другой день эта женщина вновь появилась у ковчега со святыми Дарами волхвов и уже без всяких препятствий приложилась к святыне.
Чудеса, происходящие от честных Даров, фиксировались и ранее. Один из ковчегов с честными Дарами в XIX веке хранился в дальнем подворье монастыря Святого Павла в селении Стерна в Восточной Фракии. В 1860 году подворье было упразднено, при этом ковчег пропал: как потом выяснилось, его украл один из жителей селения.
Когда в 1924 году состоялся обмен турецким и греческим населением после Второй греко-турецкой войны, жители Стерны переселились в Грецию, в район города Кавала. Честные Дары находились в то время у потомка похитителя, и он привез их с собой как ценнейшую семейную реликвию и великое сокровище.
В один из первых дней своего пребывания в Кавале этот человек увидел во сне некоего худощавого и безбородого монаха — святого Павла, который строго потребовал от него вернуть Честные Дары в монастырь. Он встревожился, однако не захотел подчиниться. Видение повторилось во второй и в третий раз. В конце концов, святой даже пригрозил жестоким наказанием за святотатство.
Испугавшись, потомок похитителя отправился к сельскому священнику, который посоветовал ему передать Дары в епархиальное управление Кавалы. Митрополит Кавальский Хризостом незамедлительно известил монастырь о случившемся и пригласил в Кавалу его представителей. С тех пор все ковчеги с Дарами хранятся в ризнице обители. Это чудесное событие произошло в 1925 году, и в монастырском архиве хранятся соответствующие документы и переписка.
В 1968 году монастырским садам угрожали полчища гусениц. Их было так много, что под ними не было видно листьев. В один из дней иеромонах Феоктист взял ковчег с честными Дарами и мощами святого Пахомия и вместе с одним молодым монахом отправился в горы, в местечко под названием Нерудья. Там они отслужили водосвятный молебен, чтобы окропить деревья, которым грозило уничтожение.
Когда в конце последования молебна отец Феоктист, читая молитву святого Трифона о защите и исцелении растений и деревьев, дошёл до слов: «Изыдите в дикие горы, в места непроходные и безводные, на бесплодные древеса», — он в простоте сердца спросил у молодого монаха: «Куда мне сказать, чтобы они пошли? Ведь у нас нет здесь бесплодных деревьев». А тот полушутя ответил: «Скажи тогда, чтобы они ушли в море». Монахи все окропили святой водой, а на следующий день море было полно мертвых гусениц.
О новейшем чуде от Честных Даров свидетельствует Анастасия Ангели, живущая в Греции, недалеко от города Агринио.
«Я заразилась редким вирусом, от которого стала слепнуть. Врачи в один голос говорили, что я могу совершенно потерять зрение. И действительно, несмотря на лечение, видела я все хуже и хуже, — рассказывает она. — На Святках 2012 года в наш приход Святителя Николая привезли с Афона честные Дары волхвов. Я стеснялась выходить на улицу из-за проблем с глазами, однако, преодолев смущение, пошла поклониться святыне. В храме я исповедовалась. Священник перекрестил мои глаза сначала частицей Древа Животворящего Креста Господня, а потом осенил меня Честными Дарами волхвов, приложившись к которым я ощутила помутнение в глазах. И именно с этого момента зрение начало улучшаться. Батюшка помазал мои глаза освященным елеем и дал святую воду, чтобы ею промывать глаза дома. Поначалу глаза сильно болели, однако уже через три дня врач засвидетельствовал, что никакого вируса у меня нет и мои глаза здоровы. Я славословлю Бога за исцеление и благодарю отцов за то, что они привезли в нашу церковь честные Дары волхвов!»
Однако, с древних времен святогорцы очень настороженно относятся ко всем подобным явлениям, говоря, мол, кто мы такие, чтобы быть достойными проявления силы Божией. Все мы помним Евангельский рассказ об апостоле Фоме, который после радостной вести о Воскресении Христа из мертвых не поверил очевидцам и сказал, что если не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит своего перста в эти раны, то не уверует в чудесное Воскресение Господа. Спустя некоторое время Христос явился Фоме, и только тогда тот уверовал, на что Господь сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).
Поэтому самое главное чудо нашей жизни — это вера, которая не ищет знамений, но приводит человека ко спасению.
Чудо веры
Именно вера стала тем чудом, благодаря которому за свою более пятисотлетнюю историю пребывания в монастыре святого Павла святыня впервые покинула Грецию и пребыла в пределы Русской Православной Церкви. Попытки вывезти Дары для поклонения верующим других стран предпринимались более 10 лет, однако настоятель афонского монастыря дал на это разрешение только сейчас. Почему? Можно лишь предполагать, что не последнюю роль в этом сыграло пребывание в России другой афонской святыни – Пояса Пресвятой Богородицы, показавшее насколько преисполнены веры сердца русских людей.
В этот раз ковчег с 3 предметами из Даров побывал в столицах трех братских народов, объединенных одной верой и одной русской Церковью — в Москве — Санкт-Петербурге, Минске, Киеве. И это, как считают многие, тоже весьма символично. В частности, учитывая евромайдан. Поскольку, известно, что Дары волхвов избавляют от беснования.
Только в России за десять дней Дарам волхвов поклонились более 600 тысяч человек. Не смотря на то, что и в Москве, и Петербурге, чтобы прикоснуться к святыне, нужно было отстоять 8-12 часов в очереди, люди ехали для поклонения честным Дарам волхвов со всех регионов страны.
— Для нас стало огромной радостью уже то, что появилась возможность поехать в Москву к этой великой святыне, — говорит жительница города Арзамаса Нижегородской области Людмила Анисимова.
Группе арзамасских паломников пришлось сначала добираться до Нижнего Новгорода. Оттуда – ночной переезд в Москву, и далее – долгие часы в очереди в ожидании встречи со святыней. Правда, как говорят они, с Божией помощью стоять пришлось недолго – всего… 5 часов.
— Пока стояли, — говорит Людмила, — были приятно удивлены, как все четко организовано. Нам подавали и горячий чай, и кофе, кроме того, по пути очереди разместили несколько биотуалетов, чтобы паломники не испытывали неудобств, автобусы, в которых можно было погреться… Но, главное, именно в очереди мы почувствовали единение русского народа, ведь мы тесно, в прямом смысле слова, плечо к плечу стояли с людьми, приехавшими с самых разных концов нашей страны, и ощущали себя братьями и сестрами во Христе, сплоченными, объединенными нашей Православной верой!
Многочасовое ожидание и всего несколько секунд, всего одно прикосновение к тому, чего когда-то касались пречистые руки Христа…
– Несмотря на долгий путь и долгое стояние в очереди, я испытала такую радость, что не чувствовала усталости и совсем забыла о больных ногах, — делится Людмила Анисимова. — Конечно, хотелось бы подольше побыть рядом со святыней, но хватило и нескольких мгновений, чтобы почувствовать великую благодать и душевное утешение.
… Для того, чтобы поклониться святыне, благочинному округа города Арзамаса, наместнику Воскресенского кафедрального собора иерею Давиду Покровскому пришлось совершить долгий путь в столицу Белоруссии.
— Из-за занятости, в связи со святочными богослужениями, не удалось выбраться ни в Москву, ни в Петербург, — рассказывает батюшка. — Но, не смотря на такое длинное путешествие, я ничуть не пожалел что отправился в путь. К тому же, удалось не только прикоснуться к этой великой святыне, но и послужить молебны, помолиться о всех прихожанах нашего храма и жителях города Арзамаса… В Минске до этого я был 7 лет назад. И первое, что поразило при въезде в город — множество автотранспорта. Это было связано с тем, что в городе находилась великая святыня. Судя по номерным знакам, люди ехали не только со всей Белоруссии, но и из России, с Прибалтики… К храму праведного Иова Многострадального столичного Дома милосердия, в котором пребывала святыня, невозможно было проехать и нужно было продвигаться только пешком…
Организаторы привоза Даров волхвов утверждают, что у святыни происходило множество чудес, о которых, после тщательных проверок, обещают поведать позднее. Но главное – Россия, Белоруссия и Украина вновь показали всему миру чудо живой веры нашего народа, которую нельзя вытравить, которая объединяет всех нас не смотря на выдуманные границы и интриги политиков. Чудо веры – которая жива в сердцах людей.
…Когда-то, волхвы принесли свои дары Родившемуся Христу. Сегодня дары своей веры приносит Спасителю каждое христианское сердце…
Николай Жидков