Православный или католический?

Размещено 22 Мар, 2014

Православный или католический?

«Никто не сты­дись достопокланяемых знаков нашего спасения, которыми живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но как венец будем носить Крест Христов, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Через него совершается все, что для нас нужно…. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки…» Какова же форма «истинного» Креста Господня? И есть ли различия между крестом православным и католическим? И если есть, то как относится нам к последнему? 

На самом деле, порою из уст «ревнителей» веры приходится слышать, дескать, истинный правильный крест только восьмиконечный, а иные, например, четырехконечные – неправильные и чуть ли не лишенные благодати, а то и вовсе еретические.

Нужно сказать, что впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы, со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Для православных же христиан никогда сама форма Креста или Его атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления и спасения. Умалился бы искупительный подвиг Спасителя, если бы его распяли на кресте в виде букв Т или Х? Конечно же, нет! Потому с древних времен Православная Церковь почитает любую форму Креста, которых, к слову, несколько десятков. Основанием тому служит и то, что наука не дает нам ответа на каком именно Кресте был распят Христос.

Вместе с тем, действительно, Православная Церковь восьмиконечный Крест признает канонической формой изображения. И аргументы для этого весьма весомые.

В Римской империи крест был позорным орудием казни для людей низшего сословия. Это был мучительный вид казни. Распинаемые, привязанные ко кресту, днем мучились от жары и насекомых, а ночью — от сильного холода. Вверху креста помещалась табличка с надписанием вины осужденного, а снизу в виде выступа помещали ступеньку, чтобы осужденный мог на нее опираться ногами. Таким образом, если табличка сверху и ступенька снизу были шире продольной части креста, то крест получался восьмиконечным. Если по прошествии нескольких дней осужденные все еще были живы, то им мечом наносились удары в области голеней, чтобы они умерли от потери крови. Так было с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны Спасителя.  Но, в отличие от разбойников, руки которых просто привязали ко кресту, руки Христа и Его ноги были еще и прибиты гвоздями. Сделано это было по двум причинам: во-первых, это делало казнь более мучительной для Осужденного; во-вторых, распинатели хотели ускорить Его смерть.

На католических Распятиях ноги Христа пробиты вместе общим гвоздем, т.е. Тело Господа прибито к древу тремя, а не четырьмя как в православной традиции, гвоздями.  Дело в том, что в Риме хранятся, как священная реликвия, три гвоздя, которые, как утверждают католики, являются именно теми, которыми и был распят Господь. Исходя из этой логической посылки, они и изображают Христа распятым всего тремя гвоздями. Четвертый, они говорят, или был утерян, или его не было вообще. Хотя на Распятии, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображается пригвожденным четырьмя гвоздями. И все же следует отметить, что если бы ноги Христа были пробиты всего одним гвоздем, это бы поставило под сомнение компетентность палачей первой половины I века н.э. Смысл казни через распятие как раз был в том, чтобы осужденный на нее не оборвался под собственным весом, а мучился. Если бы ноги осужденного были прибиты к ступеньке одним гвоздем, то давление вниз намного бы увеличилось. Поэтому ноги Христа были прибиты двумя гвоздями, т. е. каждая одним гвоздем к ступеньке. Так Осужденный равномерно опирался двумя ногами, отдыхая и, тем самым, продлевая Свои мучения.

Как говорилось выше, верху над Распятым помещалась табличка – титло, с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Как повествует Евангелие, изготовить ее повелел Понтий Пилат. «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин. 19, 19-21).  На православных распятиях она изображается символично в виде заглавных славянских букв: IНЦI, на католических —  INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum).

Нижняя планка Креста, она же ступенька, в канонической традиции впоследствии приобрела также символическое значение. Ее стали изображать скошенной: правая сторона указывает вверх, как указатель пути спасения верующих в Иисуса Христа, а левая сторона указывает вниз, как на путь вечного осуждения. Сделано это исходя из евангельского повествования.  «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?  и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.  И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43). Распятые вместе со Спасителем разбойники вели себя, как видим, по-разному. Распятый с лева – издевался над спасителем, распятый справа – обратился ко Христу со словами раскаяния.

Не смотря на такое каноническое обоснование, в Православной Церкви находятся в употреблении как восьмиконечные, так и четырехконечные, шестиконечные и иные кресты.  Ведь для молитвы и благочестивого размышления перед Крестом Господним не важны детали — количество гвоздей и планок, а важен Сам Распятый, Который «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5)

— Было время, когда католический крест воспринимался православными очень тяжело, т.к. ассоциировался с римской экспансией, окатоличиванием православных земель, — считает настоятель церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери протоиерей Николай Жданов. — На самом деле, не столь важна форма креста, сколько само понимание, отношение к  Кресту Господню, как к орудию нашего спасения.

Николай Жидков 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели