Две Пасхи Христовы

Размещено 12 Апр, 2014

Две Пасхи Христовы

Христианство — это Пасхальная радость. Всепревосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола и греха. Радость о Воскресении Христовом. Неслучайно, апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). И эту высоту Пасхальной радости хранили в себе великие святые. Так, как известно, например, преподобный Серафим Саровский всех приходивших к нему всегда приветствовал: «Радость моя, Христос Воскресе!» И можно говорить, что Пасха – это смысл христианства. 

Вместе с этим, древняя Церковь под Пасхой понимала и праздновала две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть Святое Христово Воскресения. С течением времени из празднования Пасхи крестной образовалась Страстная, или Великая, седмица, с ее торжественно-скорбными богослужениями. Из Пасхи же Воскресной — собственно Пасха со Светлой седмицей. 

Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр годового круга церковных праздников. Участие в церковном богослужении в эти дни не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, а сердечно переживается нами. Страдания Господни, Его Крестная жертва и последующее славное Воскресение становятся реалиями жизни каждого христианина.

 

Еще один пост, еще один чин прощения

Вселенскому торжеству Святой Пасхи предшествует величественное прославление Святых Страстей — Страданий Божественного Спасителя. В переживание этих событий Матерь Церковь вводит нас после долгой и серьезной подготовкой — Великого поста, называемого еще Святой Четыредесятницей.

И тут часто возникает вопрос: почему же Великий пост называют 40-дневным постом, ведь, как думают многие, длится же он почти 50 дней? Дело в том, что Святая Четыредесятница продолжается именно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается этот пост в пятницу седмицы Ваий — перед Вербным воскресеньем. В этот день в одной из стихир поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

По завершении Святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря и прославляет «образ общего воскресения». В воскресенье — в неделю Ваий  — Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим и  вместе с детьми еврейскими торжественно встречает Господа, «грядущего на вольную страсть». Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим — Вербное воскресение —  служат переходом от Четыредесятницы к другому посту — к Страстной седмице, начинающегося с понедельника в воспоминание и переживание событий последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи.  Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. И Крестную Пасху первые христиане отмечалаи очень строгим постом.

При этом, в Страстную среду вечером совершается и  чин прощения — такой же точно, как и в Прощеное воскресенье. Это чин прощения именно за Святую четыредесятницу. В нем приводятся слова игумена, обращенные к братии: «Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей четыредесятнице…»

 

Пасха Крестная

Из Пасхи Кроестной постепенно возник и весь богослужебный строй Страстной седмицы. Страстная седмица — это нечто совершенно особенное. Нужно отметить, что в эти дни Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Почему? В первую очередь потому, что последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался… И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Самим Спасителем, шествуя по Его стопам, слушая Его слова.

В Великий Понедельник Церковь в своих песнопениях призывает встретить начало страстей Христовых. В богослужении Понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный своими братьями в Египет и прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Воспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы. Господь с учениками утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. Не найдя на нем плодов, Он его проклял его, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что смоковница совершенно сухая. По толкованию Постной Триоди, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором, несмотря на внешнее благочестие, Господь не нашел истинных плодов веры, а только лицемерную сень — тень закона. В более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым, слышащим эти слова.

Великий Вторник посвящен воспоминаниям о том, как Господь обличил бездушных фарисеев, прикрывающихся поддельной набожностью. Вспоминаются слова Спасителя и притчи о подати кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде и кончине мира, о десяти девах и о талантах. Слова Господа призывают нас непрестанно бодрствовать, поучают, что дарованные нам силы и способности надо употреблять во благо. В притчах изображается неожиданность Второго пришествия Господа и праведность Суда Божия.

В Великую Среду воспоминается жена грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа Спасителя иудейским старейшинам за 30 сребреников. Эти два персонажа противопоставлены друг другу (Мф. 26, 6-16).

В этот же день в Евангелиейском чтении рассказывается о событии, происшедшем в Иерусалимском храме, когда ко Христу приводят некоторых из язычников, и Господь говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». Его слава выходит за пределы Израиля, избранного народа, становится всемирной. И в этот же момент слава Господа является с Небес — гремит гром, и в нем Сам Господь и его ученики слышат голос Бога Отца: «И прославил, и еще прославлю». (Ин. 12, 17-50). Это отрывок о небесной, надмирной и одновременно всемирной славе Господа.

В Четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь омыл ноги Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом. Во время Тайной Вечери Господь установил новозаветное Таинство Святого Причастия — Евхаристию. Истинная Пасха пришла на смену ветхозаветной. Потому Литургия совершаемая в этот день считается главной Литургией всего года. В Великий четверг в честь умовение ног Спасителем Своим ученикам в кафедральных соборах также совершается особый чин. Двенадцать священников, изображая апостолов, садятся возле кафедры собора и архиерей поочередно умывает ноги им и вытирает лентием, подражая в смирении Самому Господу.

Великая пятница— день глубокого сокрушения и сугубого поста: в этот день Божественным Спасителем была принесена Голгофская Жертва на Кресте. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. Накануне вечером совершается чин чтения Двенадцати Страстных Евангелий. Эти чтения проводят перед нашим взором весь Крестный Путь Спасителя: от Тайной Вечери до погребения.

Страстная Пятница — день строжайшего поста. Литургия в этот день не совершается. Служба Страстной Пятницы, называющаяся Царскими часами, совершается в пятницу утром. Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на ней всегда присутствовал император. Часы вновь возвращают нас к тем событиям, которые мы переживали во время чтения Двенадцати Евангелий.

На Великой вечерни в Пятницу совершается вынос плащаницы – символическое погребение Спасителя.  Ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы «исходные (надгобные) песни принести Зиждителю» перед Его гробом. Само богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Великая Суббота — это день оплакивания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти и построено как плач. В то же время Великая суббота — день ожидания Воскресения Христова. Это день между Крестной Пасхой и Воскресной Пасхой. В богословии существует такой термин — пасхальное триденствие. Это Страстная Пятница, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение. Поэтому Пасха в широком смысле это не один день, а три дня — Крестная и Воскресная Пасха объединенные. А Великая Суббота, которая находится между одной Пасхой и другой, в Триоди названа самым важным днем года.

В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его во гробе, схождение Его душою во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение раскаявшегося разбойника в рай. Умолкает «всякая плоть человеческая», когда в эту Преблагословенную Субботу («суббота» по-еврейски означает «покой») упокоился во Гробе Единородный Сын Божий. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Святой Пасхи: «Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный». Для благоговейного поклонения нам предлагается Святая Плащаница: мы лобызаем изображенные на ней страшные раны нашего Избавителя. Провожая умиленным взором Плащаницу, уносимую священнослужителями в алтарь, и видя затворяющиеся за нею врата и завесу, мы вспоминаем камень, затворявший Гроб Господень.

Мы знаем, что уже через несколько минут врата распахнутся, мы выйдем вслед за духовенством во тьму пасхальной ночи и, словно мироносицы, шедшие «утру глубоку помазать Тело Христово», пойдем навстречу дорогому Учителю. Мы остановимся перед закрытыми дверьми храма, и полночную тьму как гром взорвет первое «Христос Воскресе!»

Великая Суббота — это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост. В древности в Великую Субботу за крещением следовала Крещальная литургия — Литургия Великой Субботы. Первое песнопение, которое слышали крещаемые по возвращении в храм: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» И переоблачение священства в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они возвращаются в храм в белых одеждах и вся Церковь вместе с ними переоблачается в белое.

Постепенно, Великая Суббота наполняется уже Воскресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Момента Воскресения никто из христиан не видел. Когда Жены-мироносицы пришли к пещере Гроба Господня с первыми лучами солнца, они увидели, что он пустой. Потому, Церковь ждет этого события каждую минуту. Момент начала Пасхи, когда распахиваются Царские Врата в храмах и звучит «Христос Воскресе из мертвых» — это не момент Воскресения, это момент, когда Жены-мироносицы увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении Спасителя. И Пасхальная радость вырастает из недр богослужения Великой Субботы.

И еще одно важное событие совершается в этот день. Именно в Великую субботу в Иерусалиме происходит чудо схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня.

Пасха Воскресная

Святитель Григорий Богослов в своем 45‑м Слове на Пасху восклицает: «О если бы иметь мне голос, достойный ангельской песни, я возвестил бы вам так: «Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Великое Светлое Воскресение Христово – последний и самый радостный день Страстной седмицы – переход от Пасхи Крестной к Пасли Воскресной. Ровно в полночь наступает удивительный, наполненный лучезарным светом день Воскресения Христова. День, когда была попрана смерть и дарована новая жизнь.

Название «Пасха» происходит от ветхозаветного праздника Пасхи, установленного в воспоминание исхода евреев из Египта и египетского рабства. Еврейское слово «песах»  означает «проходит мимо». Ангел, погубивший египетских первенцев, видев кровь пасхального агнца на дверях иудейских жилищ, проходил мимо. Но, в христианстве Пасха получила особый смысл и стала обозначать переход от смерти к жизни, от земли к Небу, что выражается и в песнопениях Церкви: «…Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небесам Христос Бог нас привел, поющих победную песнь».

Окончен пост, время плача и скорби,  вся вселенная ликует и славит Господа. На Светлой седмице  богослужения совершается при открытых Царских вратах, символизирующих с одной стороны образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, с другой – открытое для нас Спасителем Царствие Небесное.  Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершаются крестные ходы, символизирующие шествие Жен-мироносиц ко гробу Христа. В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в них. Начиная со дня Святой Пасхи все мы приветствуем друг друга словами Пасхальной радости: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!» В эту седмицу нет поста в среду и пятницу. До праздника Святой Троицы не совершаются земные поклоны. Нет заупокойных молитв. Отпевания усопших совершается, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. Не совершается Венчаний, поскольку все подчинено одной великой радости о Воскресшем Христе.

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память о них, святые апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал с ними. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на его раздробление. После этого кусочки священного хлеба раздаются верующим. Эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года. В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает «вместо Пасхи» или вторая Пасха. В этот день Святая Церковь также вспоминает явление Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа.  Однако, оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще 40 дней — до Вознесения Господня. 

В эти святые радостные дни у многих вновь возникает вопрос: а как справлять Пасху? Ведь предаваться безудержному веселью и пускаться во все тяжкие, наверное,  не правильно? Безусловно, радость о Воскресшем Господе должна быть, в первую очередь, духовной. И о том, как должно проводить Светлую Седмицу прямо указывает 66-е правило VI Вселенского Собора: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся». То есть Церковь не просто рекомендует, но заповедует всем своим чадам в первые семь дней после Пасхи как можно больше времени, а если возможно, то и непрестанно, находиться в церкви, участвовать в богослужении и причащаться Святых Тайн, — подчеркивая, что именно таким образом можно воскреснуть вместе со Христом.

Подготовил Николай Жидков

Перейти к верхней панели