Как известно, христианская жизнь человека начинается с принятия Таинства Крещения, которое установил Господь наш Иисус Христос. Однако, как мы знаем из Евангелия, еще до Христа крещение совершал Иоанн Предтеча. И более того – Сам Спаситель крестился у него. Существует ли разница между крещением Иоанна Крестителя и тем Таинством, которое совершается по сей день в Церкви?
Действительно, в христианском Таинстве Крещения, человек через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — рождается для духовной жизни, для Жизни Вечной. Оно служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово — Православную Церковь, дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Таинством Крещение называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать Святого Духа.
Крещение необходимо человеку для спасения. Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16), «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек неспособен к духовной христианской жизни — для этого ему необходимо родиться духовно. В крещении человек облекается во Христа, т.е. соединяется с Богом во всей полноте, по словам апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3,27).
Это великое Таинство установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв крещение у Иоанна Предтечи на реке Иордан. Однако, крещение Иоанново – не являлось тем спасительным Таинством, которое стало совершаться после воскресения Христова в основанной Им Церкви.
Крещение, по-гречески «баптисма», означает — «погружение в воду». Сам по себе обычай водных омовений очень древний, и основан на представлениях о том, что вода способна очищать, избавлять от нечистоты и даровать жизнь. Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя имевшая совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение — «микву».
Согласно закону Моисееву, омовение в воде было частью ритуального очищения (Лев. 13–17; Числ. 19, 12 и др.). Отличительными чертами омовений в ветхозаветную эпоху можно считать то, что они совершались неоднократно и не были связаны с понятиями вины, святости и спасения, но служили приготовлением к участию в жертвоприношениях. Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. Так, нередко одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение (Лев. 15, 13–15). В большинстве случаев, встречающихся в Ветхом Завете, требовалось омовение всего тела (Лев. 15, 16), т. е. полное погружение в воду. После омовения предписывалось отправляться в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв. Священники не принимали участия в омовении осквернившихся, но лишь свидетельствовали об их чистоте или нечистоте и совершали дополнительные обряды и жертвоприношения (Лев. 14).
В поздней ветхозаветной традиции появился обычай крещения прозелитов – язычников, т.е. ритуального омовения при обращении в иудаизм. Хотя на бывших язычников заповеди закона Моисеева о чистоте распространялись только с момента обрезания, основанием для их обязательного омовения при обращении являлось то, что они контактировали с идолами и идоложертвенным.
Обычай приема новых членов через инициализацию — ритуальное омовение — существовал и в некоторых религиозных иудейских сектах, например, у ессеев. Ессеи жили сплоченными общинами у берегов Мертвого моря, а также в некоторых городах и селах Иудеи. Большая их часть оставалась безбрачной, хотя полностью брак не отрицался. У ессеев не было рабов, имущество считалось достоянием всех членов общины. Ессеи не приносили жертв в Иерусалимском храме, чуждались мирских обычаев и роскоши.
Как сообщает Иосиф Флавий, омовения совершались не только при посвящении, но и полноправными членами секты регулярно в 5 часов утра, перед дневной трапезой. Это было связано с тем, что ессеи, не участвовавшие в религиозной жизни Иерусалимского храма, но чтили время, назначенное для жертвоприношений, заменяя их совместными молитвами и трапезами.
Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана. Однако, этот обряд не был очистительным, как омовения по закону Моисееву, и не являлся инициацией, как у ессеев. Крещение Иоанна Предтечи подразумевало целый ряд образов, связанных с исходом евреев и их вхождением в прообраз Царства Божия — землю обетованную, границей которой был Иордан. Апостол Павел в 1-ом послании к Корифянам пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1-2).
Для принятия Иоанного крещения не требовалось от приходящих к нему длительной подготовки. Наоборот, сам обряд был подготовкой к пришествию Сильнейшего, Который будет крестить Духом Святым и огнем. И, вероятно, одним из оснований для «Иоаннова крещения» послужили пророческие слова Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16-17).
Иоанн Креститель объявил необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни.«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2 ). Это – первые слова проповеди Иоанна. И чуть позже – первые слова Проповеди Спасителя (Мф. 4, 17). Греческое слово «метанойя» — покаяние – означает «перемена ума», изменение жизни. И омовение водой было знаком такого покаяния. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещением покаяния». Иоанново крещение покаяния представляло собой обряд, который он совершал над теми, кто принимал несомую им весть о приближении Царства Небесного. Через крещение Иоанново человек должен был подготовиться ко встрече со Христом, Который пришел в мир. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и спасти.
Как известно у Иоанна крестился и Спаситель. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 21-22. Но, для чего же безгрешному Господу понадобилось принимать крещение? Ведь даже Иоанн, проповедовавший о пришествии Мессии, увидев идущего к нему Иисуса, был удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14).
Сам Спаситель говорит, что смысл Его крещения от Иоанна в том, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Иоанн Златоуст в Толковании на Евангелие от Матфея поясняет: «Так как крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, сам уже без сомнения был безгрешен. Потому Иоанн и не сказал: вот безгрешный! но, что гораздо важнее: «берет [на Себя] грех мира» — чтобы вместе с этим ты уверился, и уверившись увидел, что он приходит ко крещению с иною какою-то целью. Потому-то Иоанн и говорил пришедшему к нему Христу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Не сказал: Ты ли хочешь креститься от меня? Он не дерзал сказать и этого. Но что сказал? «И Ты ли приходишь ко мне?» Что же Христос? Он и здесь поступил точно так же, как после с Петром. И этот не давал Ему умыть ног своих, но, когда услышал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после»; также: «не имеешь части со Мною» (Ин.13, 7–8), — тотчас оставил упорство и оказал послушание. Подобным образом и Иоанн, услышав: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), — немедленно повиновался. Оба они — и Петр, и Иоанн — не были упорны, но оказывали и любовь, и послушание, и во всем старались повиноваться Господу. Смотри же, как Иисус, убеждает Иоанна тем самым, чем он особенно затруднялся: не сказал, что того требует справедливость, но: «так надлежит» (так прилично). Тогда как Иоанн почитал весьма неприличным для Него принять крещение от раба, Он напротив, указывает ему на полное приличие этого, как бы говоря: не потому ли ты уклоняешься и отрекаешься от этого, что находишь это неприличным? Напротив, это весьма прилично, и потому оставь это. И не просто сказал: «оставь», но присовокупил: «теперь». Не всегда будет это, говорит Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай его. Далее, Христос показывает и то, почему это прилично. Почему же это прилично? Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, — что и означил Он словами: «всякую правду», — так как правда есть исполнение заповедей. Так как мы, говорится, исполнили уже все другие заповеди, и остается только одно это, то должно присовокупить и это. Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона…»
Крещение Господне является не актом частного характера, а составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Христа. В Евангелии смысл крещения Господня раскрывает и Иоанн Предтеча, говоря о себе, что «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). Крещение, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в общественной служении Спасителя.
Перед Своим Вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). С того времени Крещение христианское крещение есть Таинство, Крещение Духом Святым. Являющиеся следствием уже одержанной Спасителем победы над грехом и смертью, оно дает человеку абсолютно новые дары: воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение.
Подготовил Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна