Дары Духа Святаго

Размещено 7 Июн, 2014

Дары Духа Святаго

Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в Таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Именно поэтому праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами, именно поэтому он именуется Днем рождения нашей Церкви.

 

День духовного возрождения

«Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он  Воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью. Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели, они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже Таинство их собственной жизни, — говорит известный современный богослов Андрей Кураев. — Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на Небеса. Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь».

Добавим, что Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Сошествие Святого Духа не было неожиданностью для апостолов. Еще за несколько столетий до Рождества Спасителя Господь  готовил людей ко дню их духовного возрождения.  Устами пророков Вседержитель говорил: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иоиль 23,28; Ис. 12,3; 44,3).  И Сам Христос перед своей крестной жертвой обещал Своим ученикам: «Я умолю Отца,  и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 14,16-17, 26; 15,  26). Господь объясняет, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Богородицею, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими  — всего около 120-ти человек — находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». « Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до  Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю, — считает другой православный богослов, миссионер и духовный писатель епископ Александр (Милеант), — Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24, 49). Так как Господь Иисус Христос умер и Воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его Воскресения».

…И в тот день Иерусалим был как ни когда многолюден. Пятидесятница — являлся одним из трех великих ветхозаветных праздников. Он отмечался в воспоминание принятия Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещали Богу послушание, а Господь им  — Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались на Пятидесятницу прибыть в Иерусалим. Рожденные в других землях, выросшие среди других народов, большинство из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничества в Святой город.

«И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали, — продолжает владыка Александр (Милеант). —  Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мф. 3, 11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина».

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных наречий.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: «И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Иоль 2, 28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и Воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — сказал Петр, отвечая на  вопрос слушавших его: «Что же нам надо делать?»  (Деян. 2, 37-38).

Многие тут же приняли  Святое Крещение, и к вечеру этого дня Церковь наша из числа 120 выросла до 3000 человек. «Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души, — восклицает  Александр (Милеант). — Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!»

 

«Одно сердце и одна душа»

По промыслу Создателя, не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. «Ветхозаветная Пятидесятница обозначала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве», — продолжает владыка Александр (Милеант).

И по учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи Божией. Не случайно, Господь обещал Своим ученикам послать Утешителя. На греческом языке слово «утешитель» означает того, кто помогает тебе, находясь рядом.  «Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух» (Ин. 3, 5-6), — говорит Господь.  Еще Спаситель учит о Духе Святом, что Он наставляет христиан в истине и утоляет духовную жажду (Ин. 16,13; 4, 13-14).  Потому и апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа», говоря: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).  А о таинственном действии Святаго Духа на душу человека Спаситель говорит: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3, 8).

Перемены, происходящие в человеке под действием благодати Духа Святаго, проявляются даже внешне. Особенно очевидны, они были в апостолах. Они, как мы знаем, до сошествия Святого Духа были людьми простыми, некнижными и вовсе не владеющими словом. Когда же на них сошел Святой Дух, они обогатились духовной мудростью и своим вдохновенным словом стали привлекать к вере не только простой народ, но даже философов и знатных людей. Их овеянное благодатью слово проникало в самые огрубевшие сердца, располагая грешников к покаянию и исправлению, а малодушных — к усердию. Результатом полученных ими благодатных даров была пламенная проповедь и возникновение множества христианских общин еще при их жизни не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. При этом, из робких и боязливых, оставивших своего Божественного Учителя, когда он был схвачен, они в одночасье стали мужественными и бесстрашными. За благую весть, которую они понесли людям, они  смело претерпевали гонения и почти все не колеблясь приняли венцы мученичества.

Менялись и все, кто воспринимал слово апостольское и получал  благодатные дары Духа Святаго. Многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям. Духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное. «Они [новокрещенные], — свидетельствует Писание, — постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа.» (Деян. 2, 42–47; 4, 32). Так жили первые христиане…

И со дня сошествия Святого Духа на апостолов каждый вновь крещенный в Таинстве Миропомазания удостаивается благодати Духа Святого — тех же самых благодатных даров. Сила этого Таинства настолько велика и неизгладима, что оно, как и Крещение, не повторяется. Последующие Таинства Церкви, как например исповедь и Причастие, как и богослужения в храме, частная молитва, пост, дела милосердия и добродетельная жизнь, имеют целью укрепить и усилить в христианине действие этих полученных благодатных даров.

 

«Поступайте, как чада света…»

«В каждом человеке есть семя добра. Однако, как обычное семя не может развиться и созреть без влаги и света, так и душа человека остается бесплодной, пока ее не оросит благодать Божия. Чувствуя в себе недостаток божественной помощи, ветхозаветный праведник молился Богу: «Душа моя, как бесплодная земля, стремится к Тебе» (Пс. 142). И все люди, искренне жаждущие праведности, понимают, что без помощи Божией, без Его руководства и поддержки невозможна никакая духовная жизнь. Благодать Божия обновляет душу человека, очищает его совесть, просвещает разум, укрепляет веру, направляет волю к добру, согревает сердце любовью к Богу и ближним, устремляет человека к небесному, вселяет в него желание жить духовными интересами. Она очищает и освящает все его существо, — говорит владыка Александр (Милеант). — По свидетельству многих, удостоившихся высшего духовного озарения, благодать Божия приносит такой мир и радость душе человека, что все земные блага и все физические удовольствия кажутся жалкими и ничтожными».

Но, увы, в сутолоке повседневных забот православный христианин порой забывает о благодатных сокровищах, подаваемых верующим в Церкви Христовой, и погружается в мутное море погони за земными благами, захлебываясь в волнах суеты, греха и различных пороков. «Тогда отходит от него надежда вечной жизни, тускнеет в сознании его жизненная цель, душа черствеет», — констатирует Андрей Кураев.

Как же не растерять христианину эти полученные бесценные дары? Здесь нужно понимать, что хотя благодатная сила Духа Святого дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией, в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере его усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими». И еще апостол Петр так наставляет христиан: «Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2 Пет. 1, 3-7). Апостол Павел убеждает христиан привлекать благодать Божию добродетельной жизнью и молитвой, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине… Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными…» (Еф. 5, 8-9, 18).

Нужно помнить, что христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему важно хранить себя от всякого греха, как наставляет апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?  Если кто разорит храм Божий [своей невоздержанностью], того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16-17).

Люди, старающиеся жить духовной жизнью, знают, что внутреннее совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как это Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мк. 4, 26-29). И этот процесс не происходит без нашей воли. Спаситель прямо говорит об этом: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12.).

Потому, праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами, напомнить о тех драгоценных дарах, которые даны всем нам Господом, заставить еще раз задуматься о цели нашей жизни. «Пятидесятница — это день новой встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой, которая может снова пить из источника живой воды и наполнять себя самыми возвышенными и благородными чувствами, говорит Андрей Кураев. — В этот день благодать Духа, подобно огню, испепеляет его прегрешения; подобно елею, смягчает его сердце; подобно свету, проясняет его мысль; подобно благоуханному миру, освящает все его существо. Благодать дает ему духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним. Прежнее смятение и озлобленность она заменяет внутренним миром и радостью, как свидетельствует об этом старец Силуан Афонский по своему опыту: «С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь».

Подготовил Николай Жидков

Перейти к верхней панели