15 мая исполнилось 70 лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). «До конца времен Церковь сохранит память великого святителя наряду с другими именами, которые знает каждый христианин… Все было велико в жизни великого Сергия, который всего лишь несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан Патриарха Московского и всея Руси. Но как Патриарший Местоблюститель он почти 18 лет управлял Русской Церковью… Чтобы руководить церковной жизнью в столь исключительных условиях, в Москве — столице нового государства, в центре строящегося нового мира, надо было обладать непоколебимой верой в Богоустановленность Церкви». Такие слова написал о Предстоятеле сразу после его смерти профессор В. Н. Лосский. Святейшего Патриарха Сергия не зря называют Ангелом-хранителем Русской Церкви. Во время торжественных мероприятий, посвященных этой скорбной дате, на родине святителя, в городе Арзамасе Нижегородской области, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия отметил: «Сегодня мы живем в нашем великом Отечестве, называющемся Святой Русью, живем в мире и любви христианской, только благодаря Богу и Святейшему Патриарху Сергию». А профессор Е.П. Титков, автор ряда исследований, посвященных жизни Предстоятеля, высказался еще более конкретно: «Святейший Патриарх Сергий спас Русскую Церковь от разгрома в самые страшные годы гонений на Православие»… Что стоило это святителю Сергию? Вот лишь маленький штришок к картине того, в каких условиях находилась Русская Православная Церковь в 20-30 годы XX века и на какие жертвы приходилось идти Предстоятелю для ее сохранения.
1937 год. В советской стране развертывается очередная массовая кампания по уничтожению духовенства. По распоряжению Сталина разработан оперативный приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях «церковников». В заключении уже казнен Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Остающийся на свободе его заместитель Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский Сергий об этом не знает. Не знает и о том, что вскоре произойдет еще одна страшная трагедия на его родине, в Арзамасе, где проживает единственный родной человек – его сестра…
Александра Николаевна была старше своего брата на пять лет. В семье протоиерея, старшего священника Арзамасской Алексеевской женской общины Николая Страгородского и матушки Любови она родилась 19 февраля 1866 года. Здесь же в Арзамасе окончила прогимназию. Здесь же встретила своего будущего мужа Евгения Васильевича Архангельского. В 1882 году он окончил курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии с аттестатом по первому разряду и был назначен на должность учителя в подготовительный класс Арзамасского Духовного училища.
18 сентября 1883 года в Арзамасе состоялось венчание Александры Страгородской и преподавателя Евгения Архангельского. Через три года, 25 марта 1886 года, Евгений Архангельский был рукоположен в сан священника и определен настоятелем Арзамасской кладбищенской Всехсвятской церкви. При этом молодой священник не оставлял своей педагогической деятельности. Полтора года, с февраля 1887 года по октябрь 1888 года, он исполнял должность члена правления при Арзамасском Духовном училище. По указу Преосвященного епископа Владимира (Петрова), 31 августа 1890 года батюшка был утвержден преподавателем Закона Божьего в Рождественском приходском мужском училище, где учительствовал в течение трех лет. Еще через два года Арзамасским Училищным Советом он был переведен в качестве преподавателя в Троицкое приходское женское училище, в котором отец Евгений исполнял обязанности законоучителя до 1 сентября 1903 года. Кроме этого, с 1900 по 1906 года батюшка являлся членом правления Арзамасского Духовного училища, а в дальнейшем, по 1911 год, работал в должности председателя Арзамасского уездного отделения Епархиального Училищного Совета.
По благословению духовных властей иерей Евгений Архангельский занимал и различные общественные должности: являлся так называемым «увещевателем» в Арзамасских присутственных местах и исполнял должность судебного следователя. 30 декабря 1911 года его избрали Почетным членом Нижегородского Братства в честь святого князя Георгия Всеволодовича.
За свою пастырскую, педагогическую и общественную деятельность священник Евгений Архангельский неоднократно был отмечен различными наградами. 3 августа 1888 года «за ревностное и полезное пастырское служение» он был награжден набедренником, а 18 января 1897 года – скуфьею. Батюшка имел также серебряную медаль в память царствования императора Александра III, а также, был пожалован Высочайше утвержденной медалью за труды по производству первой Всероссийской переписи населения. В 1899 году, ко дню Святой Пасхи, «за отличноусердные труды по должности законоучителя в Троицком женском училище» Евгений Архангельский Святейшим Синодом был награжден камилавкой.
В 1902 году отца Евгения назначили исполнять должность благочинного по 3-му округу Арзамасского уезда. В данное благочиние входило более двадцати приходов. Свое служение на этом поприще он исполнял вплоть до самой революции. 6 мая 1910 года его наградили Синодальным наперсным крестом.
24 февраля 1913 года, на третий день после кончины своего тестя протоиерея Николая Страгородского, указом Духовной Консистории отец Евгений Архангельский был переведен на его место в качестве старшего священника в Алексеевский женский монастырь. На следующий год иерею Евгению Архангельскому был Высочайше пожалован орден cв. Анны второй степени, а 6 мая 1916 года он был возведен в сан протоиерея.
Служение отца Евгения в Алексеевской обители продолжалось до 1919 года. Точная дата его кончины неизвестна, как неизвестно сегодня и место его погребения.
У отца Евгения и матушки Александры никогда не было своих детей. Уже в советское время, когда протоиерея Евгения не стало, Александра Николаевна Архангельская взяла на воспитание мальчика Бориса Лебединского, с которым проживала в родовом доме своего деда, в Арзамасе, рядом с Алексеевской обителью. Как жила вдова священника в советском государстве можно лишь догадываться…
8 октября 1937 года престарелая матушка Александра вместе со священнослужителями и монашествующими города Арзамаса была арестована. Ей было предъявлено стандартное обвинение в «антисоветской деятельности». В вину матушке Александре была поставлена ее связь с Арзамасским духовенством, а также родство с Блаженнейшим митрополитом Сергием, своим родным братом, от которого она, якобы, получала различные задания и инструкции по проведению антисоветской деятельности.
О «заданиях и инструкциях» красноречиво свидетельствует найденное недавно письмо, написанное святителем Сергием главе Арзамасской епископии Преосвященному Дометиану (Горохову) ориентировочно в 1931 году:
«Преосвященнейший Владыко! Моя сестра пишет мне, что благочинный Арзамасской епископии начинают присылать ей деньги собираемые по приходам на содержание иерархии… Покорнейше прошу теперь же отменить это распоряжение, поставившее мою сестру в крайне неудобное и даже ответственное положение какого-то казначея Арзамасской епископии. Ни я не давал сестре таких полномочий, ни сама она не выражала желания иметь их. Да и вообще во всех отношениях нелепо вмешивать родственников в служебные дела…»
Но, несмотря на полнейшую нелепость всех обвинений и весьма преклонный возраст – 71 год, решением тройки НКВД от 23 октября 1937 года Александра Николаевна Архангельская была приговорена к высшей мере наказания. 4 ноября вместе с несколькими арзамасскими пастырями ее расстреляли…
Знал ли о гибели сестры Преосвященнейший Сергий? Наверняка ему пришла из Арзамаса эта скорбная весть. Что испытывал он, получив это известие? Об этом мы можем только догадываться.
Зато, почти с полной уверенностью, можно говорить о том, для чего советской репрессионной машине нужно было расправляться с 71-летней вдовой провинциального священника. Уничтожив физически Патриаршего Местоблюстителя, советское государство, видимо, хотело морально сломить его заместителя, а, по сути – главу Русской Церкви Блаженнейшего митрополита Сергия. Шел 1937 год. Как полагали воинствующие безбожники до полного разгрома ненавистного Православия в России оставались считанные годы. Этим планам помешала начавшаяся вскоре война…
Николай Жидков