Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном Древе, и указания, что эти три породы дерева священны, можно найти еще в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг (сосна) и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). Сегодня в православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Животворящий Крест Господень называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося». Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев и в книге прока Иезекииля (31, 8).
В Иерусалиме, за стенами древнего города есть монастырь Святого Креста, по преданию основанный на том самом месте, где и выросло Древо, из которого был изготовлен Крест Господень. И Древо это было не обычным. Вот что гласит монастырское предание.
История Крестного Древа начинается во времена Патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы в образе трех Ангелов. Согласно преданию, Ангелы оставили Аврааму свои три посоха.
Как мы знаем, после разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в пещере. Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому, напоив вином своего отца, они согрешили с ним. От их детей впоследствии пошли два народа — моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Все это можно узнать из Ветхого Завета.
Далее Церковное предание повествует о том, что праведный Лот просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Авраам передал Лоту посохи, оставленные Ангелами, велел посадить их в землю и поливать водой из Иордана. Если сухое дерево пустит корни и прорастет, то грех Лота будет прощен.
Нужно сказать, что Иордан находился примерно в дне пути от того места, где жил Лот. Однако, праведник взялся искупать свой грех. Около 33 лет он возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Диавол искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду. И вот три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями: кедром, кипарисом и певгом (сосной) — и срослись в один, необычайно красивый ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.
Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон приказал, чтобы жители всех селений Иудеи принесли для храма все самое ценное, что они имели. Кстати, Хираму, царю Тирского, он говорит: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2, 8).
Жители той округи, где росло чудесное дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, кроме него не имели ни чего. Его спилили и привезли Соломону. Но использовать его царь так и не смог: оно постоянно менялось в размерах — то сокращалось, то увеличивалось.
Балку, сделанную из этого Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе. Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на нее отдохнуть, но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.
Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных – та самая Овчая купель, которая упоминается в Евангельском рассказе о расслабленном. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды…» (Ин. 5, 2-3). Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие. «…Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5,4).
Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому Древу, наконец, было найдено окончательное применение.
По другой версии, первосвященник Каиафа знал, что это — то самое дерево Лота, и рассудил, что раз это древо греха, то из него и нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали.
Так гласит предание. Но как бы там ни было, для православного христианина, конечно, важно не то, из какого именно дерева был сделан Крест Господень, а важен именно Сам Крест. Крест, ставший из орудия позорнейшей казни – орудием нашего спасения, средоточием спасения, орудием силы и славы. «Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную», — говорит в своем Слове о Кресте Господнем приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И приводит высказывание святителя Димитрия Ростовского: «Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на Небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов».
Подготовил Николай Жидков