26 сентября Православная Церковь вспоминает Обновление (освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, возведенного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой. Этот праздник называется еще Воскресением словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (то есть считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал Спаситель. Позднее ревностный язычник, император Адриан (117-138), построил на месте разоренного Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан – и запретил называть город по-прежнему. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед ее статуей приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и Воскрес со славою.
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первым из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим.
Прибыв в Святой Град, она уничтожила все идольские капища и освятила осквернявшиеся места. Царица Елена горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу – и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Храм Воскресения строился десять лет. В 335 году состоялось его освящение, которое было особенно торжественным. В освящении храма участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь Иерусалим. День памяти этого знаменательного события отцами Церкви установлен 26 сентября.
Воспоминание Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме – престольный праздник Арзамасского кафедрального собора во славу Воскресения Христова.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна