Смерть любого из наших близких обрывает все существующие с ним физические связи. Но, разобщая физически, она не может разделить нас духовно. Ибо, Господь Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). По святоотеческому учению, все верующие – и живые и умершие — составляют одно духовное тело – Церковь, Главой которой является Господь наш Иисус Христос (Еф. 1, 23; Кол. 1, 18). Потому, духовная связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Так и апостол говорит: «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 8).
Но, конечно, любого из нас не может не волновать загробная судьба наших ближних. Поскольку, как учит Святая Церковь, пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро, а значит влиять на свою посмертнуб участь. Но, после смерти эта возможность исчезает, после смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук, что, прежде всего, зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь человека. Потому, и возникает закономерный вопрос: можем ли мы как-то помочь нашим умершим сродникам, и что для этого нужно делать?
По большому счету, усопшие не нуждаются ни в гробах, ни в красивых памятниках. Все это – лишь благочестивая традиция. А вот, что, действительно, необходимо умершим – это наша молитва за них. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания. Потому, так и нуждаются наши усопшие сродники в молитвах живых. Потому, поминовение усопших существует в Церкви христианской с самого ее возникновения. Потому, молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Как же молиться за дорогих нам усопших сродников? Безусловно, домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Но, как учат святые отцы, самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Божественной литургии. За этим главным Богослужением Церковь приносит за живых и за усопших бескровную жертву Богу. Перед началом литургии верующие подают записки с именами почивших. На проскомидии – первой части литургии – в алтаре священником из просфор вынимаются частицы за упокоение поминаемых. В конце литургии эти частицы опускаются в Святую Чашу с молитвой об отпущении поминаемым грехов, чтобы омывшись самой Пречистой Кровью Сына Божия, они получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Поминание на проскомидии — наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем бескровную Жертву, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с Кровью этой Жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной Крови Искупителя и делает его общником Христовым».
Молитва за усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются. В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно о всех почивших христианах. Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от бескровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».
Кроме ежедневного поминовения усопших на Литургии, Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Панихида совершается в храме перед кануном – специальным столиком с изображением Распятия и рядами подсвечников. Сюда же приносятся различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было больше молитвенников за умершего. За молитву и милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь усопших христиан. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.
Важно отметить, что поминовения начинают совершать сразу же после кончины того, или иного человека. Для этого заказываются в храмах сорокоусты — ежедневное поминовение священником на проскомидии в течение сорока дней. По истечении сорока дней сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири по древнему православному обычаю. Здесь важно понять: чем в большем количестве храмов и чем чаще будет возноситься молитва, тем лучше для наших ближних.
Нужно сказать и об особенных днях поминовения усопших. Для особой еженедельной молитвы об умерших Церковь назначила субботу. В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь святыми церковными молитвами. Эти дни называются вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Суббота мясопустная – совершается за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. Великопостные родительские субботы – бывают на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. Троицкая родительская суббота — совершается накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: Радоницу — пасхальное поминовение усопших на второй неделе после Пасхи, во вторник. Димитриевскую родительскую субботу — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников: суббота, предшествующая 8 ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминовение усопших воинов — 9 мая в честь Дня Победы.
К частному поминовению умерших относятся: третины, девятины, сорочины и годовщина.
Поминовение усопших на третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Единого в Троице, хранил невредимой веру, принятую во Святом Крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов Единому в Троице Богу, то и по преставлении его Святая Церковь творит о нем поминовение на третий день. Во-вторых, потому, что он сохранил три евангельских добродетели, являющиеся основанием нашего спасения: веру, надежду и любовь. В-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в загробный мир, все три требуют очищения от грехов.
Кроме такого богословского значения поминовения усопших на третий день, есть еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: «Когда на третий день бывает в Церкви приношение, тогда душа умершего получает … облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам Воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».
На девятый день Святая Церковь молит Господа, чтобы душа усопшего удостоилась быть причтенной к лику святых молитвами и ходатайством девяти Ангельских чинов. Святой Макарий Александрийский, по откровению Ангельскому, говорит, что после поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца. По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев – оплакивать умерших сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Как Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, дабы победить врага, воздушного князя тьмы – диавола — и получить в наследие Царство Небесное.
Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения… По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».
День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Вот почему мы отмечаем память наших усопших по истечении года со дня их кончины — годины. Празднуя второе рождение их для Неба, мы умоляем милосердие Божие, да милостив будет Господь к душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их жителями Царствия Небесного.
Подготовил Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна