В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь совершает празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке, в память окончательной победы над ересью иконоборчества.
Учение о почитании икон, основанное на священном писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников.
В 787 году был созван VII Вселенский Собор, который официально утвердил почитание икон. Однако еще почти целый век в отдаленных областях Византийской империи иконоборцы подвергали преследованию православных христиан. За почитание икон и сохранение истинной веры их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Конец противостоянию был положен 19 февраля 843 года, в первое воскресенье Великого Поста. В тот день в константинопольском соборе во имя Святой Софии был совершен особый праздничный чин Торжества Православия, почитание икон утвердили еще раз, а иконоборчество признали ересью.
Чин Торжества Православия символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов, провозглашается вечная память всем защитникам православия. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.
1 марта в зимней церкви Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса Божественную литургию и чин Торжества Православия совершил благочинный округа иерей Давид Покровский. На богослужении присутствовало множество прихожан, большинство их которых причастились Святых Христовых Тайн.
По окончании Божественной литургии, обратившись с пастырским словом, отец Давид напомнил присутствующим историю установления празднования Торжества Православия.
— Совершая сегодня чин Торжества Православия, все мы должны задуматься насколько сами, следуем учению святой Церкви, соблюдаем заповеди Божии и своими мыслями близки к Богу, — сказал благочинный. — Конечно, наверное, ни кто из нас не проповедует какие-то ереси или новые учения. Но, не являясь еретиками или раскольниками, мы зачастую уклоняемся в грехи. И своими грехами, своим нерадением к церковной жизни, своим маловерием мы вновь и вновь отходим от Бога. Поэтому будем внимательны к самим себе. И если оступились – будем каяться, просить у Господа прощения и в Таинствах получать благодать Божию, для укрепления сил в борьбе с грехами.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна