4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия, как называют этот двунадесятый праздник.
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его служению Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Маленькая Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме.
В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В городе Арзамасе на протяжении более 250 лет существовал храм, воздвигнутый в честь этого праздника. Располагался он на Соборной площади города между магистратом и Ленинским садиком.
Деревянная церковь, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, была построена в 1651 году и имела два придела: во имя архидиакона Стефана и во имя преподобномученицы Евдокии. Строилась она при скудных средствах и быстро пришла в ветхость.
С 1652 года вокруг нее расположился Введенский мужской монастырь. Через сорок лет по челобитью Введенского старца Авраамия с братией Патриарх Адриан дал разрешение на постройку вместо ветхой деревянной двух каменных церквей: летней Введенской и зимней во имя преподобномученицы Евдокии. Первый храм был построен в 1692 году, а второму не суждено было появиться вследствие указа Петра I 1714 года о приостановлении каменных построек в провинциальных городах.
С 1689 по 1691 годы в монастыре подвизался великий подвижник XVII столетия иеросхимонах Иоанн, основатель Саровской пустыни. В 1764 году Введенский монастырь был упразднен, а его храм приписан к Воскресенскому собору. После этого, Введенская церковь дважды объявлялась самостоятельной и дважды опять приписывалась к собору.
В 1810-1812 годах храм снова перестроили – к ней добавили двухэтажную трапезу и колокольню. В верхнем этаже пристройки устроили приделы: правый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», левый — во имя Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. В нижнем этаже правый придел освятили в честь преподобномученицы Евдокии, а левый в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
После революции в 1929 году по решению Арзамасского горсовета храм разобрали на кирпичи «как пришедший в ветхость».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна