Святитель с мечом в руках

Размещено 14 Дек, 2015

Святитель с мечом в руках

Николай Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа. Тысячи храмов, часовен и монастырей было построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве их насчитывалось более 125. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стояла икона любимого святого. Однако, почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу святителя Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но, в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Этот образ именуется Никола Можайский, или Ратный.

По преданию, святитель Николай помог жителям города Можайска, осажденного в XIV веке татаро-монголами. Силы защитников города были на исходе. И в ответ на горячее молитвенное обращение святому угоднику в Никольском соборе города последовало чудесное видение: святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над церковью. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска.

Благодарные жители в  воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том виде, который увидели на небе, и разместили его в древнем Можайске на главных крепостных воротах кремля как охранителя города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями и крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град — позлащены.

Было время, когда древний Можайск, стали называли не иначе как «Священный город русских». Исследователи отмечают, что ни один из центров Святой Руси так не называли: ни Киев, ни Новгород, ни Владимир, ни Москву… Удивительно, но в Можайск не допускали иноверцев. Причем, исключений не делали даже для вельможных особ.

Зато сюда часто наведывались на богомолье цари и патриархи. В 1547 году Иван Грозный ездил «в Можайск к Николе». Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится «деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье…,  да сам великий князь каждый год жалует туда вклад святому». В 1559 году он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении, поскольку предполагали, что она отравлена. В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством. В 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску». В 1680 году царь Феодор Алексеевич был здесь «на праздник святого Чудотворца Николая… Божественныя литургии слушал…» О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до октябрьского переворота 1917-го выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 рублей 81 копейке на свечи и просфоры в Никольский собор. Неоднократно у святителя бывали Святейшие Патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.

И в дальнейшем святитель Николай неоднократно помогал можайцам. После чудесного видения двести лет набегов на Можайск не было.

Новое разорение постигло город в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Уходя, поляки унесли с собой образ Николы Можайского. «В 1613 году святого Николу увезли в Польшу, – пишет известный современный исследователь академик Геннадий Мокеев, — и он пропал там невесть где. Но после этого произошли еще большие чудеса. Именно с момента «пленения» святыни по всей Русской земле распространился «боевой» образ Меченосца. Это не были «копии» с него, а его местные оригинальные «реплики» (здесь секрет их чрезвычайного своеобразия, уникальности каждого образца). Во многих городах и весях, по храмам и монастырям святители Николы как бы «вооружились и дружно подняли обнаженные мечи», всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия…

После возвращения в 1618 году образа Николы Можайского, город, где он был явлен, снова два столетия сохранял свою независимость.

Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в образе Николы Можайского на Никольских воротах Московского Кремля.  В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воротах (Кремля) снаружи – образ святого Николая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой – этот город…»  Кстати, в честь освобождения столицы в 1612 году от поляков к 1636 году возвели Казанский собор. В нем был помещен список с резного образа Николы Можайского, что был на Никольских воротах Кремля.

Арзамасский-Никола-Можайски+++

Как уже было, сказано образ Николы Можайского прославился чудесами и в других городах России. Так, резная икона святителя является одной из главных святынь старинного Арзамаса.  В 1588 году  игуменом арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием образ Николы Можайского был принесен в дар образовавшемуся в городе около 1580 года Свято-Николаевскому женскому монастырю.  В начале XVII века по молитвам пред образом  было явлено  множество чудесных исцелений и даже сама обитель в то время стала называться монастырь Николая Чудотворца Новые Прощи — от слова прощать, прощать грехи.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», — говорится в акафисте святителю и чудотворцу Николаю.

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского — оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня — ревностный защитник православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее – «Победитель»! Не случайно, Никола Ратный особо почитается военными людьми.

Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели