
В день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 10 февраля в храмах совершаются панихиды по убиенным и пострадавшим в годы гонений за веру. В этот день в духовно-просветительном центре благочиния Арзамаса вспоминали страдальцев за веру Христову нашего края, священнослужителей, репрессированных в советское время, но не причисленных к лику святых.
В мероприятии приняли участие иерей Деонисий (Давыдов), представители духовно-просветительского центра, жители города Арзамаса, Арзамасского района и гости из Сеченова. Особенными участниками встречи стали Александр Маркеев, руководитель Центра документации Государственного музея истории ГУЛАГа; правнучка протоиерея Александра (Черноуцана) Наталья.
Мученики были первыми христианскими святыми, и именно они составляют большинство в сонме всех святых Православной Церкви. Однако почти за тысячу лет своей истории Русская Церковь, за исключением единичных случаев, не знала мучеников за веру. Их время на Руси пришло только в XX в. Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. С ее описания и начался разговор о новомучениках. Одним из пострадавших в годы репрессий стал протоиерей Александр (Черноуцан). Рассказ о нем и его семье продолжил встречу.
Отец Дионисий процитировал выдержки из писем священника семье. В 1934 году о. Александр как репрессированный приехал на поселение в Арзамас, местом его служения кратковременно был Воскресенский собор (в 1934 году его закрыли), а затем храм Тихвинской иконы Богоматери. 1 ноября 1937 года он был расстрелян после череды изнуряющих допросов в нижегородской и арзамасской тюрьмах. Вместе с ним в этот день пострадали 32 священника. Всего по делу Александра Черноуцан проходило 110 человек. Выдержки из писем, пронизанных болью и скорбью, никого не оставили равнодушными.
Многие собравшиеся до сих пор не знают судьбу своих родственников, именно поэтому всех заинтересовал рассказ Александра Маркеева о том, как найти информацию о репрессированных. Сегодня музей ГУЛАГа существует для того, чтобы сохранить память и донести ее до будущих поколений, помочь людям восстановить судьбу родственников, расстрелянных, порой, без суда и следствия. Каждый гость мог задать свой вопрос. Гостей интересовало, в какой срок должны приходить ответы из архивов, как сделать так, чтобы письма не игнорировали, и собирают ли родственники тех, кто расстреливал, информацию о их судьбе. Во время дискуссии были затронуты вопросы роли личностей Патриарха Сергия Страгородского, Сталина, Молотова, Берии.
Встреча получилась очень информативной и интересной. Несмотря на то, что гости приехали издалека, она длилась более трех часов. Участники встречи высказали желание встретиться еще раз и поговорить о результатах своих поисков.
Благочиние Арзамаса включилось в работу по сбору информации о священнослужителях, репрессированных в советское время, но не причисленных к лику святых. Тех, кто по ряду причин не подлежит канонизации, много. Их биографии составляет руководитель комиссии по канонизации архимандрит Тихон (Затёкин). Работа по составлению их биографий началась с изучения послужных списков, поскольку все духовенство было рукоположено до революции. Также используются следственные дела, протоколы обысков, допросов, постановления об обвинении, воспоминания родственников. Все материалы о пострадавшем в годы гонений духовенстве войдут в книгу «Нижегородский синодик».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна.