Размещено 26 Июл, 2023

В Нижегородской митрополии состоялся пресс-тур для журналистов региональных СМИ.
Фоторепортаж по ссылке: https://nne.ru/news/v-nizhegorodskoj-mitropolii-sosto..
25 июля представители средств массовой информации Нижегородской области в рамках пресс-тура, организованного пресс-службой Нижегородской епархии, посетили в городе Арзамасе Воскресенский кафедральный собор, Спасо-Преображенский мужской монастырь и православную гимназию имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Они также побывали в храме в честь Вознесения Господня, находящемся в селе Степаново в окрестностях Арзамаса. Мероприятие состоялось в преддверии Великого освящения главного престола Воскресенского собора, которое запланировано на 30 июля.

В Степанове руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» Николай Юшков рассказал журналистам о возрождении храма после эпохи богоборчества, в том числе, о реставрации иконостаса.

Он является главным украшением Вознесенской церкви. Изначально этот иконостас находился в первом каменном Воскресенском соборе города Арзамаса, построенном в 1742 году. Когда был возведен новый собор, иконостас был перевезен в Степаново. При восстановлении Вознесенского храма после эпохи богоборчества иконостас был отреставрирован в реставрационных мастерских Нижегородской епархии. В общей сложности он насчитывает 84 святых образа. Некоторые из них (иконы XVIII века) выполнены в технике темперной живописи, другие (XIX век) написаны маслом, часть была создана вновь вместо утраченных.

Образы иконостаса Вознесенской церкви напоминают иконопись, которая украшает Грановитую палату Московского кремля. Возможно, их выполнили ученики мастеров этой иконописной школы.

«Иконостас имел значительные утраты, когда мы начинали работу по его реставрации. Кроме того, он был перекрашен. Изначально, находясь в Воскресенском соборе Арзамаса, он был выполнен в красном цвете, оказавшись в Степанове, был перекрашен в серый. Когда это случилось, мы не знаем. Реставраторы восстановили цвет исторический. Важно было сохранить, то, что пощадило время. Вначале было принято решение законсервировать иконостас: и тело, и левкас. А спустя год приступили к работам по восстановлению. Что касается стенописи, которую воссоздали, то тут явно прослеживаются Васнецовские и Нестеровские мотивы. Живопись выполнена маслом. При работе со стенописью, так же как и с иконостасом, главным в нашей работе было сохранить старину и воссоздать то, что утрачено», — сказал Николай Юшков.

Сейчас в храме восстановлен главный придел в честь Вознесения Господня. Чин Великого освящения совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 1 июля 2023 года. В двух других приделах — в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николая Чудотворца — продолжаются реставрационные работы. Также восстанавливается колокольня церкви.

Далее участники пресс-тура побывали в соборе в честь Воскресения Христова, где завершились масштабные реставрационные работы. Об их ходе журналистам рассказали руководитель реставрационных работ, директор Ярославской художественной мастерской «Реставратор» Денис Полещук и искусствовед, заместитель директора по научной работе ЯХМ «Реставратор» Татьяна Васильева.

Реставрационные работы проводились в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Были заменены отдельные поврежденные элементы в стропильных конструкциях, произведено устройство сплошной обрешетки кровли четверика и куполов, смена покрытия кровли четверика и куполов из меди с пропайкой швов и устройством пароизоляции. Покрытие выступающих частей стен (фризы, пояски, сандрики, подоконники) тоже было заменено на новую медь. Заменили также и медные водосточные трубы. Чердачное пространство утеплено минераловатными плитами с устройством паро- и гидроизоляционных слоев. Общая площадь покрытия кровли и куполов составила 3359,44 квадратных метра.

Кресты, венчающие маковки собора, тоже были покрыты медью, а поверх нее – сусальным золотом.

Второй этап работ в Воскресенском кафедральном соборе включал в себя реставрацию фасадов, живописи фронтонов, внутрихрамовой росписи и лепного декора, икон и иконостасов, замену оконных блоков, установку систем отопления, устройство покрытия всех крылец, включая паперть, реставрацию исторического деревянного пола в соборе. Работы провели специалисты ярославской художественной мастерской «Реставратор».

Роспись фронтонов храма выполнена маслом. По преданию, ее автором является известный живописец Александр Ступин — основатель частной художественной школы в Арзамасе, которая стала первым в России подобным учебным заведением. В рамках второго этапа реставрации проделан большой объем запланированных работ по архитектурной реставрации фасадов — кирпичной кладки основания (баз) колонн и лепного декора, которые находились в аварийном состоянии, штукатурки фасадов.

В храме выполнена замена окон и проведена система отопления для обеспечения температурно-влажностного режима в интерьерах собора. С установкой отопления богослужения в храме можно будет совершать круглогодично, а не только в теплое время года, как раньше.

При работе с монументальной живописью мастера постарались воссоздать роспись так, как ее выполнили создатели – ученики знаменитой Ступинской школы. В общей сложности монументальная живопись в интерьерах собора отреставрирована в объеме около 7000 квадратных метров. Специалисты провели кропотливую работу и по реставрации иконостасов: орнамент резьбы сложный, ажурный, некоторые детали выполнены в несколько слоев.

«В общей сложности на реставрационных работах в соборе были заняты более 500 человек. Конечно, они находились в храме не одномоментно, одни виды работ сменяли другие или велись параллельно. Здесь трудились кровельщики, каменщики, штукатуры-маляры, лепщики, резчики, художники-реставраторы, искусствоведы… Нужно сказать, что с таким объемом работ наша организация столкнулась впервые», — сказал Денис Полещук.

«Во время реставрации и при подготовке к ней велась исследовательская деятельность, при этом были сделаны определенные открытия. В частности, мы обнаружили, что изначально стены собора (фон) были розового оттенка. Со временем была выполнена покраска всего объема храма в охристых тонах. В ходе реставрационных работ было подтверждено время создания иконостаса. Во время работ была обнаружена надпись, вырезанная на теле иконостаса придела в честь Всех святых: «1833 г.». Она совпадает с историческими данными, как и другая надпись, процарапанная в нижней части иконостаса придела в честь мученика Иоанна Воина: «Михаил золотил. 1842 г.». Еще один важный момент. До реставрации считалось, что «Богоматерь на престоле» и «Спас Вседержитель на престоле» из центрального иконостаса храма помещены в иконостас позднее освящения главного престола, состоявшегося в 1840 году. В процессе реставрации обнаружены надписи на иконах, говорящие о том, что иконы находились здесь изначально.Это подтверждают и другие исследования.

Также удалось более определенно назвать автора икон «Богоматерь на престоле» и «Спас Вседержитель на престоле» из центрального иконостаса, а также иконы «Спас Вседержитель на престоле» на восточной стене храма снаружи и росписи в тимпанах фронтонов. В процессе исследований обнаружен один из рукописных списков знаменитых «Собственноручных записок» А. В. Ступина в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Художник пишет о своем авторстве этих икон и росписи фронтонов.

Установлено время создания иконы «Распятие с двунадесятыми праздниками». По открытой в процессе реставрации надписи она датируется 1718 годом. Крест, врезанный в икону, когда-то содержал 128 частиц мощей (об этом свидетельствуют надписи на иконе). Однако, во время реставрации выяснилось, что со временем крест, содержащий частицы мощей, был заменен на другой», — рассказала Татьяна Васильева.

В подклете собора выполнены работы по реставрации исторической кирпичной кладки стен и сводов, отсечной гидроизоляции стен. Здесь будет размещен музей Русского Патриаршества.

Журналисты осмотрели создаваемый музей. Подробностями этой работы поделился директор музея, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин).

Музей Русского Патриаршества был открыт в 2013 году. Первоначально он располагался на Соборной площади города Арзамаса в уникальном здании магистрата — памятнике архитектуры второй половины XVIII века. Здание магистрата является объектом культурного наследия федерального значения. Спустя десять лет после открытия музей переместился в подклет Воскресенского кафедрального собора Арзамаса, пережившего грандиозную реставрацию.

Музей является уникальным. Здесь находится единственная в стране экспозиция, рассказывающая о жизни всех русских Патриархов, вынесенная в отдельное музейное пространство.

Расширенная экспозиция музея посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси от первого Патриарха Иова до теперешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Кирилла. Здесь представлены подлинные вещи Патриархов и современные реконструкции.

«Основная часть экспонатов — подлинники. В их числе — облачения Предстоятелей советского периода, уникальные документы с подписями (к примеру, акафист, подписанный будущим Патриархом, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1938 году). В экспозиции — подлинные антиминсы XVII века подписанные Патриархами Никоном, Иоасафом. Кроме того, представлены антиминс, подписанный первым нижегородским митрополитом Филаретом, и антиминсы, относящиеся ко времени правления Екатерины II, Елизаветы Петровны, Александра I. Во время создания экспозиции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собратьям-архипастырям с просьбой передать личные вещи Предстоятелей, если они имеются в епархиях, в создаваемый музей. Так в нем появилось облачения Патриарха Пимена, переданные митрополитом Вятским и Слободским Марком и митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием», — сказал архимандрит Тихон.

В экспозиции представлены и реконструкции облачений первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, Патриарха Никона и других. Делая реконструкцию облачения Патриарха Никона, создатели музея работали в Оружейной палате Московского кремля, имели возможность видеть и снять размеры с подлинного облачения. В Италии были найдены производители бархата с рисунком, который был на ткани XVII века. Эту ткань использовали для создания реконструкции.

Созданы несколько витрин, рассказывающих об истории становления Патриаршества на Руси. Здесь, в частности, находится вновь написанная картина, на которой изображен царь Федор Иоаннович, вручающий посох Предстоятеля Патриарху Иову, и многое другое.

Часть экспозиции рассказывает о гонениях на Русскую Церковь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, фотографии, антирелигиозную литературу и многое другое.

Часть экспонатов музея Русского Патриаршества посвящена Святейшему Патриарху Кириллу, его нижегородским корням и судьбам его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, пострадавшим за веру в эпоху богоборчества.

Для музея были разработаны стенды с исторической информацией, которая взята из достоверных источников – Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, нижегородских и других архивов.

В части музея, посвященной истории арзамасского Воскресенского собора, выставлены отреставрированные оклады иконостаса первого каменного храма в честь Воскресения Христова, на месте которого было возведено теперешнее здание кафедрального собора. Этот иконостас, в связи со строительством нового храма, перевезли в Вознесенскую церковь села Степаново.

О ходе реставрации Спасо-Преображенского собора одноименного монастыря журналистам во время их посещения обители рассказали руководитель реставрационных работ в храме Денис Полещук и руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» Николай Юшков.

Спасо-Преображенский собор построен в 1638 году, это древнейшая и самая первая каменная церковь города Арзамаса.

В 1927 году Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. До недавнего времени в здании собора размещался Государственный архив Нижегородской области №2. Обитель начала возрождаться в 2004 году. Весной 2015 года Спасо-Преображенский собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 2016 году были отремонтированы кровля и фасад Спасо-Преображенского собора, храм Рождества Богородицы был возведен под крышу; также начались работы по строительству разрушенной монастырской колокольни и был осуществлен ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. В течение 2020 года в главном храме обители было проведено отопление, в трапезной части восстановлена живопись, в 2023 году восстановление стенописи было завершено. Расписывали Преображенский собор мастера объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия». Работы по восстановлению Спасо-Преображенского собора велись в рамках развития паломническо–туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров».

«В ходе реконструкции Спасо-Преображенского собора нами были обнаружены каменные купола XVII века. Именно такие храм имел изначально. В ходе последующих строительных работ маковки одной из самых древних церквей Арзамаса приобрели другой вид. Над ними установили более современные купола с металлическим покрытием.

Когда раскрыли позднее кровельное покрытие глав, чтобы начать обрешетку куполов и установку оконных блоков на барабанах, то обнаружили, что покрытие малых глав лежит на каменном основании. Изначально главы были выполнены в кирпиче, оштукатурены и покрыты, вероятно, деревянным лемехом. При самом последнем ремонте или ранее поверх каменных главок сделали легкие журавцы и покрыли главы железом.

Сейчас восстановление четырех каменных куполов завершено. Они остались внутри новых маковок. Поверх — деревянная обрешетка, далее — медное покрытие.

Главный купол был изначально деревянным, с деревянными журавцами и, вероятно, был покрыт лемехом. Внутри главного купола реставраторами тоже была сделана интересная находка. Мы обнаружили старинную деревянную лестницу для ремонтных работ внутри купола. Она представляет из себя длинную доску с прорезями.

На северном и южном фасадах храма при реставрации штукатурного слоя были найдены фрагменты изначальной кирпичной кладки XVII века. Эти фрагменты приведены в порядок и оставлены для всеобщего обозрения» — рассказал Денис Полещук.

«Живопись храма в значительной мере была утрачена, но задача стояла — не написать что-то заново, а сохранить авторскую работу. Хотя писать заново что-то все-таки пришлось, потому что часть стенописей была утрачена до кирпичной кладки. Но новые изображения и композиции — сюжеты, колористическая гамма — все было ориентировано на авторскую живопись», — отметил Николай Юшков.

На сегодняшний день возрождение храма продолжается, работы по благоукрашению ведутся внутри собора.

Представители СМИ также поднялись на недавно открывшуюся для посетителей смотровую площадку на монастырской колокольне.

В советское время она была разрушена до основания. Восстановление началось в 2016 году, в 2021 году строительство завершилось. По найденным в архивах эскизам колокольню удалось воссоздать в историческом виде.

В завершение пресс-тура представители СМИ побывали в арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О деятельности учебного заведения журналистам рассказала заместитель директора гимназии Юлия Букарева.

 

Перейти к верхней панели