Протоиерей Иоанн Страгородский родился в царствование государя-императора Александра I 12 апреля 1807 года, в селе Автодеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии, в семье священника Димитрия Герасимовича Журавлева. Иерей Димитрий служил в Автодеевской Троицкой церкви, а его родной брат иерей Василий Герасимович — в храме в честь Рождества Христова в селе Кожино, Арзамасского уезда.
Вскоре родители малолетнего Ивана и его брата Василия скончались, и их взяла на попечение и воспитание родственница – Страгородская. В 1822 году, в шестнадцатилетнем возрасте, Иван, а впоследствии и его брат Василий, поступают в Нижегородскую Духовную семинарию. При поступлении в семинарию оба были записаны под фамилией родственников — Страгородские.
В 1828 году, окончив обучение с аттестатом по второму разряду, с благословения Преосвященного епископа Моисея, Иван Страгородский стал исправлять должность письмоводителя в семинарском Правлении. В том же году, он женился на девице Пелагии, и 4 ноября уже Преосвященным епископом Афанасием (Протопоповым) был рукоположен в сан иерея с назначением настоятелем в село Собакино Арзамасского уезда.
В период настоятельства иерея Иоанна Страгородского в 1833 году, его трудами и заботами в селе Собакино была построена и освящена новая каменная трехпрестольная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В том же году по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Амвросия (Морева) иерей Иоанн был утвержден в должности благочинного.
В семье Страгородских родилось 13 детей, но большинство из них умирало в младенческом возрасте и выжило только четверо: два сына – Николай, продолживший священни ческую династию, Петр, и дочери — Еннафа и Александра, отданые на воспитание в Арзамасский Николаевский женский монастырь.
1838 году, 15 августа Преосвященным епископом Иоанном (Доброзраковым) отец Иоанн был удостоен своей первой церковной награды — набедренника. Спустя два года «…от Преосвященнейшего Иоанна за рачительное прохождение благочиннической должности объявлена ему Архипастырская благодарность». В 1844 году отец Иоанн удостоился права ношения фиолетовой бархатной скуфьи, а в 1849 году — камилавки.
В 1851 году Святейшим Правительствующим Синодом на Нижегородскую кафедру был назначен епископ Иеремия (Соловьев). Труды и добродетели отца Иоанна не могли остаться незамеченными со стороны епархиального начальства. Святитель Иеремия, будучи строгим иноком и имея уважение и любовь к святым обителям, посетив с архипастырским визитом Арзамас, обратил особое внимание на здешние женские монастыри, в которых процветало подвижничество. Желая помочь этим монастырям в их духовном совершенстве, он назначал к ним самых благоговейных пастырей Нижегородской епархии. Именно с такой целью Преосвященный Иеремия, своим указом от 12 ноября 1851 года, по ходатайству начальницы Марфы Павловой перевел отца Иоанна из села Собакина, где тот прослужил 23 года, в Арзамасскую Алексеевскую общину.
Ввиду перевода отца Иоанна из села Собакино в женскую Алексеевскую общину, по распоряжению Епархиального начальства, 10 марта 1852 года он был освобожден от должности благочинного второго округа Арзамасского уезда. В следующем, 1853, году 9 июля иерей Иоанн был назначен в Арзамаское Духовное Правление присутствующим , обязанности которого исполнял в течение 14 лет. В 1854 году он был определен членом ревизионного Комитета, учрежденного при Арзамасском Духовном училище.
Исполняя свое священническое служение в Алексеевской общине, иерей Иоанн обратился с прошением на имя Преосвященного Антония, епископа Нижегородского и Арзамасского с просьбой перевести его дочерей, к тому времени уже принявших рясофор, из Николаевского женского монастыря к нему в общину. Владыка Антоний удовлетворил просьбу отца Иоанна.
В 1865 году отец Иоанн был утвержден членом так называемого «Оспинного Комитета», цензором проповедей и членом комитета общественного здравия. За безупречное несение возложенных на него обязанностей 23 марта этого же года ему была объявлена благодарность от Святейшего Правительствующего Синода. За свое ревностное и многолетнее служение в 1866 году батюшка был высочайше пожалован государем-императором Александром II орденом св. Анны третьей степени.
2 июля 1867 года иерей Иоанн Страгородский за Божественной литургией архиепископом Нектарием был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Арзамасского Воскресенского собора. 8 декабря 1869 года протоирей Иоанн избран духовенством и утвержден Преосвященнейшим епископом Филаретом (Малышевским) в должности благочинного, обязанности которого он исполнял в течение тридцати последующих лет.
Его труды на этом поприще были велики, так как кроме церквей Арзамаса под его началом находилось еще 17 сельских приходов. Строгий к самому себе, он как благочинный был милостив, и если его предшественнику ставили в укор излишнюю строгость, то отца Иоанна наоборот упрекали в излишней снисходительности. 3 апреля 1871 года протоиерей Иоанн Высочайшим указом императора Александра II был сопричислен к ордену св. Анны второй степени. Спустя три года Святейший Синод объявил благодарность протоиерею Иоанну за сбор пожертвований в пользу голодающего духовенства Самарской епархии.
В 1877 году архиепископом Нижегородским и Арзамасским Иоанникием (Рудневым) он был удостоен очередной церковной награды — права ношения палицы, а в следующем году, 9 декабря, Высочайше награжден орденом св. Владимира четвертой степени. 9 января 1880 года указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии он был «утвержден в потомственном дворянстве Нижегородской Губернии».
В 1885 году, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Макария (Миролюбова), протоиерею Иоанну поручается произвести следствие о прославлении и чудесах Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение». В 1886 году, Высочайшим указом императора Александра III протоиерей Иоанн награжден орденом св. Владимира третей степени.
В 1888 году по случаю 60-летнего служения в священном сане жители Арзамаса преподнесли своему любимому пастырю памятный адрес. Николай Щегольков, в своей книге «Арзамасский Воскресенский Собор», так описывал последние годы жизни протоиерея Иоанна: «Служа в Воскресенском соборе, протоиерей Иоанн редко говорил проповеди, но всегда был ярким примером веры и благочестия для своих прихожан. Божественную литургию отец Иоанн всегда служил позднюю, приходя всегда за два часа до начала и, совершая проскомидию, подолгу поминал множество записок за живых и умерших и несмотря на свой преклонный возраст никогда не тяготился продолжительностью богослужения. За богослужением он всегда наблюдал порядок и благоприличие являя собой первый пример. Не менее отрадно было видеть его едущим в уезд, по должности благочинного, скромно и смиренно, шажком на одной лошади. Разговор его был всегда тихий, мирный, согретый любовью к ближнему. Он никогда не возвышал свой голос и не говорил начальническим тоном; людям от чего-либо пострадавшим всегда находил слово утешения. Многих, едва знакомых с ним, часто удивлял тем, что при встрече первый их приветствовал, не смотря на их невысокое положение … Некоторые Арзамасцы мечтали ходатайствовать о возложении на него митры, но далее мечты и благопожеланий не пошли…».
Изнемогая под бременем прожитых лет и трудов, отец Иоанн никогда не отказывался от послушаний, возложенных на него Епархиальным начальством, а лишь в силу необходимости, постепенно ходатайствовал об их облегчении. Так, сначала уволившись от обязанности благочинного уездных приходов, он еще долгое время состоял благочинным городских Арзамасских церквей. Затем, по прошению, его освободили и от этой должности, но при этом он остался настоятелем Воскресенского Собора «не по титулу только, а нес все труды, связанные с этим послушанием». 71 год служил верою и правдою Церкви Христовой протоиерей Иоанн Страгородский, однако телесные силы покидали старца, и в 1898 году он подал прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Владимиру (Никольскому) о «почислении его за штат».
Преосвященный владыка, учитывая возраст батюшки, которому тогда уже исполнилось 92 года, уважил его просьбу и благословил уйти старцу за штат. Еще полтора года прожил отец Иоанн после ухода на покой, проводя свои дни в молитвах и чтениях духовных книг.
Перед кончиною батюшка был утешен известием о возведении его внука архимандрита Сергия в архиерейское достоинство. В силу своей немощи он не смог поехать в СанктПетербург на его архиерейскую хиротонию, а лишь тихой радостью молился за него вместе с супругою своею Пелагеей Васильевной.
Чувствуя приближение своей смерти, он выразил свою последнюю просьбу — желание быть погребенным в родном для него Алексеевском женском монастыре, в котором он прослужил много лет. Его дочь, настоятельница обители, игумения Евгения обратилась к Преосвященному Владимиру за разрешением. 1 ноября 1900 года благочинный Арзамасских монастырей, настоятель Высокогорской пустыни архимандрит Софроний (Смирнов) получил нижеследующую резолюцию на прошение матушки-настоятельницы: «…Нижегородская Духовная Консистория предписывает Вам объявить настоятельнице Арзамасского Алексеевскаго монастыря Игумении Евгении, что по поводу ея ходатайства о разрешении похоронить по смерти ея родителя заштатнаго протоиерея г. Арзамаса Иоанна Страгородского во вверенном ей монастыре, против алтаря холодного храма последовала 25 сего октября резолюция Его Преосвященства такая: «Разрешаю исполнить желание старца о. протоиерея Страгородского похоронить его в свое время в Арзамасском Алексеевском монастыре, если не встретится препятствий со стороны местнаго гражданскаго начальства».
31 мая 1901 года удары соборного колокола Воскресенского собора известили жителей города Арзамаса о кончине старейшего пастыря Нижегородской епархии протоиерея Иоанна. Кончина его была истинно христианской. Перед своею смертью он трижды сподобился причаститься Святых Христовых Тайн, и сам лично накануне последнего дня своей жизни просил прочесть молебный канон на исход души. С глубоким и проникновенным чувством верующего выслушивал он все слова этого трогательного церковного чина. Почти до самой кончины отходивший в вечность отец протоиерей Иоанн непрестанно, с благоговением, осенял себя крестным знамением, пока рука не могла уже подняться.
Еще до совершения первой литии по усопшему пастырю его дом наполнился народом, пришедшим отдать ему последнее целование. По распоряжению владыки Назария, чин отпевания покойного совершил настоятель Арзамасского Спасского монастыря архимандрит Василий, вместе с местным городским духовенством. Тело покойного под погребальный звон колоколов, при огромном стечении народа было перенесено из дома в Алексеевский монастырь, где в Вознесенском храме обители было совершено отпевание.
Похоронили протоиерея Иоанна за алтарем главного Вознесенского собора. На 40 день, 9 июля, в Арзамас прибыл внук почившего — викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Ямбургский Сергий (Страгородский). В сослужении 22 священников Преосвященный Сергий совершил в Вознесенском соборе Алексеевского монастыря Божественную литургию, по окончании которой все духовенство и молящиеся проследовали к могиле протоиерея Иоанна, где владыка Сергий совершил панихиду по своему принопоминаемому деду, прослужившему 72 года у Престола Божия.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна