Преподобная Олимпиада Киевская и Арзамасская — схимонахиня Олимпиада (Стригалева)

Стригалева-1+Схимонахиня Олимпиада, в миру Ольга Васильевна Стригалева (в некоторых архивных источниках Стриганова), родилась 29 июня 1771 года в Костроме в семье благочестивых, именитых и богатых родителей Василия и Параскевы, хорошо известных в своем городе.

С молодых лет таилось в сердце Ольги Васильевны намерение посвятить себя Богу. Но она не только не могла сказать об этом своим родителям, но и вынуждена была скрывать от них свое устремление, зная, что они не одобрят её выбор. Только сестра её Фекла Васильевна была поверенной её сокровенных дум и желаний. Вместе с ней, в тайне от своих родителей, они проводили бессонные ночи в молитвах и чтении назидательных книг. Ревностные молодые труженицы пытались умерщвлять свою плоть, доходя до того, что зимою часами босые стояли на снегу, пока он не таял до самой земли. Вследствие этого, Ольга Васильевна всю жизнь страдала болезнью ног, так , что под конец уже не могла передвигаться самостоятельно и сесры обитенли носили ее на руках.  Зато в болезненном теле молодой подвижницы возрастал воистину несломимый дух истиной рабы Христовой.

С любимой сестрой Ольгу разлучило замужество Феклы, состоявшееся  по воле родителей.  Не желая себе такой судьбы, Ольга за советом обратилась к настоятельнице Алексеевской общины в городе Арзамасе, схимонахине Марфе (Марии Петровне Протасьевой), которая также происходила из старинного рода костромских дворян и была дочерью бригадира Петра Григорьевича Протасьева.

Когда-то схимонахиня Марфа тайно покинула отцовский дом, желая уйти в монастырь. Посетив однажды в ссылке на Соловках старца Феодора Ушакова, Мария Петровна Протасьева по его благословению вступила в число сестер Арзамасской Алексеевской общины. Отец Феодор очень ценил новую насельницу общины, и так как настоятельница по причине своих престарелых лет уже не могла управлять обителью, то против воли Марии Петровны он назначил ее новой настоятельницей, всего в 25-летнем возрасте.

Мария Протасьева укрепила юную Ольгу Стригалеву в намерении принять иноческий образ.  2 августа 1792 года она совершила побег из родительского дома при помощи благочестивой помещицы Наталии Тихменевой и укрылась в Костромском женском монастыре, а затем тайно отправилась в Алексеевскую общину.

Настоятельница схимонахиня Марфа с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям. Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители. Они настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что не могли видеть её в рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме. Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, она никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для неё приятнее пышных светских нарядов.

В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери и по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

Алексеевская община на протяжении ряда лет, с момента упразднения Алексеевского монастыря в 1764 году и до его официального утверждения в 1813, была не признанной властями, как светскими, так и духовными. Лишь благодаря духовному окормлению  преподобного Феодорав Санаксарского  Алексеевская сестринская  община, соблюдая данный им Устав, росла и укреплялась.

Родители Ольги Василий и Параскева Стригалевы впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители. Они вносили на помин своей души в церковную ризницу обильные пожертвования в виде напрестольного Евангелия, серебряной с позолотой богослужебной утвари, икон с дорогими окладами. На их средства был также выстроен в монастыре один из каменных келейных корпусов. Наряду с этим различного рода пожертвования делала для монастыря и сама Ольга Васильевна.

Под руководством схимонахини Марфы, она ревностно проходила разные обительские послушания. И хотя отец Феодор заповедал сестрам жить в общине без обетов и монашеского пострига, но с соблюдением полного монастырского общежительного устава, почти все начальницы общины тайно принимали не только обыкновенное монашеское пострижение, но и схиму.

Ольга Васильевна Стригалева  17 марта 1795 года через о. Адриана, «тайно от человек, но явно Богу», приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем. С этого времени, удручая тело трудами, ум обучая послушанию, любви, смирению, чистоте, воздержанию безмерному, нестяжанию совершенному, терпению, она стала всем примером, приобрела от настоятельницы и от всех сестер особое доверие.

Основными послушаниями сестер Алексеевской общины являлись различные рукоделия, прежде всего золотое шитье. Занимались они также и выделыванием и чернением сукна, шитьем иноческих облачений, изготовлением обуви, вязанием чулок и другими ремеслами, что составляло основной доход для совместного общежития. К так называемой черной работе относились различные труды сестер по хозяйству: при трапезной, в хлебопекарне, квасоварне, на скотном дворе или на огородах.

В 1813 году, по кончине настоятельницы схимонахини Марфы, все сестры единогласно избрали матушку Олимпиаду начальницей обители, но она со слезами просила оставить её простой сестрою. Сестры обители пошли ей навстречу и настоятельницей избрали сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и скончалась. Молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией и 13 августа 1813 года она была утверждена настоятельницей. Матушка Олимпиада была не только единодушно избрана сестрами, но и утверждена начальницей общины резолюцией Преосвященного Моисея. (Указ Нижегородской Консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915) и Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского. Дело в том, что почти 36 лет Алексеевская община не имела полной самостоятельности, находясь в зависимости и в подчинении у Арзамасского Николаевского монастыря. И только в 1813 г. Алексеевское общежитие, по распоряжению Преосвященного Моисея, епископа Нижегородского и Арзамасского, официально приняло название общины и получило самостоятельность. С этого времени начальницы стали утверждаться в этой должности Епархиальным Преосвященным.

Стригалева-1

Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Благодать, насажденная в Алексеевской общине преподобным Федором, укрепленная Марией Петровной, при схимонахине Олимпиаде расцвела в полном блеске.

По вступлении в должность новая настоятельница не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Схимонахиня Олимпиада мудро, по-хозяйски и с большим терпением управляла своей родной обителью, была любима всеми, не только сестрами, но и мирянами. Обладая необыкновенным красноречием и даром убеждения, Ольга Васильевна очень часто в трапезной при общем собрании сестер произносила проникновенные наставления. А в те дни, когда по своей болезненности не могла быть в обществе сестер и устно общаться с ними,  лежа на постели, писала им послания. Именно ее трудами и заботами Алексеевская община развивалась не только во внутренней духовной жизни ее обитательниц, но и благоустраивалась внешне. Так, при ней был значительно расширен и великолепно украшен главный Вознесенский (летний) собор монастыря. В период ее правления с помощью разных благотворителей построены: больничная церковь с помещениями для больных и престарелых сестер, три каменных корпуса, деревянные на каменном фундаменте мельница и колодец с водоподъемной машиной, приобретено несколько новых участков земли под монастырские огороды.

Вся жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась ее душа пред Господом, и особенно в годы настоятельства. К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возростали под руководством опытных наставниц. Как, наставницей матушки Олимпиады была схимонахиня Марфа, так, в свою очередь и матушка Олимпиада стала духовной матерью еще для двух начальниц Алексеевской общины. Марфа Павловна Пирожникова, в схиме Марфа, была привезена в общину еще в детском возрасте, выросла и воспиталась здесь в кругу таких высоких подвижниц, каковы были схимонахиня Марфа и схимонахиня Олимпиада.

Значительную роль сыграла матушка Олимпиада и в судьбе еще одной настоятельницы общины — Варвары (Вильронд), которая родилась в семье лютеран, выросла и воспитывалась в этом же вероисповедании и носила имя Терезы. Однажды побывав в Алексеевской общине, она стала глубокой почитательницей начальницы, подвижническая жизнь которой произвела глубокое впечатление на юную душу Терезы. Вскоре она решилась принять православие и посвятить себя иноческой жизни. Таинство миропомазания было совершено над ней в Алексеевской общине, причем восприемницей была настоятельница матушка Олимпиада. Под руководством своей восприемной матери Варвара всецело посвятила себя служению Богу. Имея в лице матушки Олимпиады такую опытную руководительницу в духовной жизни, Варвара стала примером простоты, глубокого смирения и необыкновенного трудолюбия, и всю долгую жизнь отличалась этими высокими качествами, а незадолго до кончины приняла схиму с прежним именем Варвара.

Однако, самым знаменитом и великим чадом схимонахини Олимпиады стал наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры преподобный  Антоний (Медведев). Монахиня Олимпиада, обладая светлым, благодатным и просвещенным умом, оказала огромное влияние на выбор его жизненного пути. Отец Антоний долгое время находился под непосредственным духовным руководством матушки, которая приучала его к иноческим подвигам. Она помогла ему понять то, к чему стремилась его душа, поддерживала его благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни, во многом способствовала формированию человеческих качеств архимандрита Антония. Монахиня Олимпиада стала для него примером высокой духовной жизни. Наглядно видя ее приверженность монашеским правилам жизни, способность отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу, архимандрит Антоний сумел сделать правильный выбор, и стал одним из выдающихся людей своего времени, человеком высокой духовной жизни и великих организаторских способностей.

На протяжении всей своей жизни он пользовался не только мудрыми советами и духовными наставлениями схимонахини Олимпиады, но и святоотеческими книгами, коими она его снабжала. В течение многих лет матушка Олимпиада была духовной опорой архимандриту Антонию на его нелегком подвижническом пути, а он всегда относился к ней как к своей духовной наставнице и глубоко ее почитал. Находясь вдали от общины, занимая ответственную должность в управлении монастырем, он никогда не забывал свою духовную мать и обитель, возглавляемую ею. Именно сюда он неоднократно приезжал, получая благодатное утешение от иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этой общине подвизалась его старшая сестра Екатерина. Архимандрит Антоний стал щедрым благотворителем общины, на его средства была открыта живописная мастерская, построена каменная часовня в честь Божией Матери «Живоносный источник», в которой проводилось ежедневное чтение Псалтыри с поминовением благотворителей обители.

Еще с молодых лет схимонахиня Олимпиада глубоко почитала святых чудотворцев Киево-Печерских и имела сильное желание поклониться в последние дни своей земной жизни святым мощам этих угодников Божиих. Часто размышляла она над молитвой преподобного Феодосия в которой он просил Господа о даровании Царствия Небесного всем, кто будет погребен на месте их обиталища, и с трепетом желала себе этого блаженства.  В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, она стала просить Преосвященного Афанасия (Протопопова), епископа Нижегородского и Арзамасского отпустить ее в Киев. Однако в этот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили: «Мы тебя от себя не отпустим». Только после нескольких настойчивых просьб владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение. Однако радость омрачила болезнь, которая была настолько сильной, что сестры опасались за жизнь матушки. Тем не менее, 14 июня 1828 года она отправилась в Киев. Горестным было прощание сестер со своей любимой настоятельницей. Больную матушку Олимпиаду после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали» на руках перенесли в дорожный экипаж. В течение всего путешествия состояние её здоровья иногда менялось к лучшему, а иногда она настолько плохо себя чувствовала, что сопровождавшие её сестры опасались, что она не доедет до Киева.

В Киев Ольга Васильевна прибыла едва живая 3 мая 1828 года. С этого момента она постоянно была больна, но имела великое утешение, что Господь помог ей доехать Лавры, приобщиться Божественных Тайн Христовых и любоваться на Великую Церковь.

В Киево-Печерской Лавре не позволялось монашествующим исправлять какие-либо требы — для этого была устроена приходская церковь. Но, по благословению Его Преосвященства митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, видя угодницу Божию едва живой,  сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. Едва батюшка вышел из покоев больной, она без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя, отощла ко Господу. Так 6 августа 1828 года в 9 часов вечера, на 56 году от рождения скончалась схимонахиня Олимпиада.

Архимандрит — наместник Лавры сразу по кончине матушки отправился к митрополиту Евгению, дабы доложить Его Высокопреосвященству, что настоятельница Алексеевской общины умерла. Владыка благословил похоронить схимонахиню Олимпиаду на Дальних пещерах, вблизи церкви Рождества Богородицы. Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь, которая находилась в 7 верстах от Киева. Так сбылась мечта Ольги Васильевны быть погребенной в одной святой земле с преподобным Феодосием Печерским и его учениками. Впоследствии благотворитель Алексеевской общины купец Киселев установил на могиле матушки Олимпиады чугунную плиту с эпитафией и ограду.

Обладая, подобно своей старшей наставнице Марии Петровне Протасьевой, необыкновенным даром убеждения и безграничной любовью к сестрам, настоятельница Ольга Васильевна оставила после себя «Духовное завещание», которое было найдено в ее бумагах в особом конверте уже после кончины. Эти бесценные, простые, но трогательные слова, изложенные более чем на 14 листах, свидетельствуют о безграничной любви ее к сестрам:

«…Умоляю вас именем Божиим, хранить залог веры христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Российской Церкви, которую премудрость Божья создала себе и утвердила на седми столпах, то есть, на седми вселенских соборах…»

Обретение мощей схимонахини Олимпиады состоялось по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Вышгородского Павла в ночь с 14 на 15 сентября 1999 года.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил:

  1. Благословить для местного прославления и чествования схимонахиню Олимпиаду (Стригалеву).
  2. Утвердить иконописное изображение святой.
  3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака преподобной.
  4. Службу ей отправлять за чином преподобных.
  5. Останки преподобной Олимпиады считать святыми мощами.
  6. Память преподобной Олимпиаде Арзамасской и Киевской праздновать в день ее блаженной кончины, 6/19 августа.

В настоящее время гробница с ее святыми мощами временно находится в храме Свято-Введенского мужского монастыря. По свидетельству прихожан и паломников, по молитвам пред мощами схимонахини Олимпиады получали исцеление люди, страдавшие болезнью ног.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели