Поюще, вопиюще, взывающее и глаголюще

Размещено 1 Дек, 2013

Поюще, вопиюще, взывающее и глаголюще

В традиционной композиции росписей православных храмов по четырем сторонам крестово-купольных сводов, на так называемых «парусах», или на Царских вратах мы можем видеть изображения евангелистов – апостолов Христа и авторов четырех канонических Евангелий, вместе с  четырьмя существами. Апостол Матфей обычно изображается с Ангелом (или человеком), Марк – со львом, Лука – с тельцом, Иоанн – с орлом. При этом, иногда Ангел, лев, телец и орел предстают и отдельно, символизируя самих евангелистов.  Безусловно, эта древняя иконографическая традиция появилась не случайно и наделена Церковью глубоким символизмом и смыслом.

Символы святых евангелистов заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4,7). Еще древняя Церковь относила к ним слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)». У святых отцов, встречается разные толкования этих символов. Так, Григорий Двоеслов объяснял их  в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).  А святитель Софроний Иерусалимский говорил, что лев означает силу и начальство Иисуса Христа, телец – священническое служение Спасителя, человек – явление Его во плоти, орел – нисходящую силу Святого Духа. Древняя Церковь также относила к образам евангелистов слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

Но и мнения отцов Церкви и литургическая традиция не противоречат, а только дополняют, заставляют взглянуть с новой стороны на традиционную трактовку: символы святых евангелистов  раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении авторов Святого Благовествования. Ангел при евангелисте Матфее – символизирует  мессианское посланничество в мир Сына Божия, предреченного пророками. Лев при Марке  —  могущество и царственное достоинства Христа. Телец при Луке — жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при Иоанне — высоту Евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных Тайн. Такое изложение было предопределено как личными качествами самих евангелистов, так и обстоятельствами при которых ими были написаны книги Нового Завета. Что же мы знаем о святых евангелистах?

 

Сборщик налогов, просветивший канибалов

Как известно, двое евангелистов были ближайшими учениками Спасителя из числа двенадцати апостолов – Матфей и Иоанн, двое — Лука и Марк – из числа 70-ти учеников, посланных Господом на проповедь.

Святой евангелист Матфей был апостолом из двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей проповедовал в Палестине, обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии около 60 года.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере Христовой, основал Церковь,  построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими.

Неся жезл к храму, Матфей встретил на пути жену и сына правителя страны Фулвиана, одержимых нечистым духом и исцелил их именем Иисуса Христа. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит апостолу. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило кумиров и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде. Тогда по молитве апостола пламя угасло. Тело святого Матфея осталось невредимым, и он отошел ко Господу. Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело апостола в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит его тело в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого евангелиста прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божьему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Многие исследователи полагают, что Евангелие от Матфея создано первым, хотя некоторые считают его вторым после Марка. Но, не вызывает сомнений то, что оно создано раньше Евангелий от Луки и Иоанна между 41 и 55 годами. Матфей написал его на еврейском языке перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам мессианского служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей. Отсюда, символ евангелиста Матфея — Ангел.

 

Евангелие для язычников

Святой евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12,12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк являлся ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе он был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, как своем духовном сыне (1 Пет. 5,13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним он прибыл в Рим. Там около 62-63 годов апостол Марк и написал святое Евангелие.

Из Рима евангелист снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и др.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий он получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействию язычникам. Там, около 68 года, апостол поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял его, с верой внимал повествованиям о Христе и вскоре сам   и многие жители города крестились. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина — пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там евангелист удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Все в страхе разбежались. Христиане же взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице.

Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых наиболее проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью к апостолу Петру. Неслучайно, все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповедей и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. Поэтому, евангелист Марк изображается со львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.

 

Врач, иконописец, хронист…

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; Тим. 4, 10),  был врачом (Кол. 4,14), возможно судовым, из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Спасителем на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Христа на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор стал с ним неразлучен. Даже когда Павла оставили все, он продолжал делить с ним трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы около 82 года он мученически окончил земной путь.

По преданию Лука написал первые образы Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев их. Также, святой Лука написал иконы первоверховных апостолов Петра и Павла.

Евангелие написано апостолом Лукой в 62 — 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описать по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дать твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Богородицы (Лк. 2, 19; Лк. 2, 51). В эти же годы в Риме евангелист написал книгу Деяний святых апостолов, являющуюся продолжением Четвероевангелия и повествующую о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя.

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается, прежде всего, учением о жертвенном, искупительном служении Спасителя и всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом. Телец — жертвенное животное Ветхозаветной Церкви — стал символом евангелиста Луки.

 

Рыбак, ставший богословом

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, сын Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника, был рыбаком. Вместе со своим старшим братом Иаковом его призвал Господь в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив отца, оба брата последовали за Спасителем.

Апостол Иоанн был особенно любим Господоми за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался со Спасителем и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Иисусом Христом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой»,  и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Богородице и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине.

Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание христианской веры он был приговорен к смерти, но Господь сохранил  Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет.

На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет Иоанна до гибели. Но апостол, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время его молитвы гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю.  Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года в Ефесе Иоанн написал Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, также говорится о значении любви к Богу и ближним.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.  Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали погребение, но ничего в нем не нашли.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника, устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн. Святая Церковь из всех учеников Христовых только апостола Иоанна, тайнозрителя Судеб Божиих,  именует Богословом. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста.

Подготовил Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели