Архиереи Арзамасского викариатства (1920 -1937 г.)

митрофан

Арзамасское викариатство — викариатство Горьковской (Нижегородской) епархии, существовавшее в 1920—1937 годах. Было учреждено в 1920 году. В отличие от большинства викариатств 1920-1930-х годов не являлось титулярным. Как и другие викариатства того времени, Арзамасское имело большое значение в противостоянии усиливавшемся гонениям на Церковь и обновленчеству. Последовательность епископов почти не прерывалась вплоть до 1937 года. После этого не замещалась.

 

 

Епископ Михаил (Кудрявцев) (1920—1928)

Епископ Михаил, в миру  Михаил Рафаилович Кудрявцев, родился 1860 году. Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Проживал в Нижнем Новгороде. Рукоположён во иерея и впоследствии возведён в сан протоиерея.

Участвовал в работе Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов по избранию от клириков Нижегородской епархии. После Собора пострижен в монашество с именем Михаил. В 1920 году хиротонисан во епископа Арзамасского, викария Нижегородской епархии.

Михаил-Кудрявцев-(1)

При епископе Михаиле религиозная жизни Арзамасского уезда в самое смутное для Церкви Христовой время, была неуклонно направляема в русло православия. Это был столп веры на земле Арзамасской. Власти боялись его, боялись его авторитета, который он стяжал в среде верующих. Его любили и клирики, и миряне. Вот какой «адрес» был преподнесен владыке 16 марта 1925 года от имени всех православных арзамасского края:

«Досточтимый наш Владыко и Отец! 

В знаменательный день исполнившегося 26-летия Вашего Святительства, почтительнейше просим принять сердечное приветствие от православных сынов и дщерей, и духовенства Вашего родного города Арзамаса и от нашего недостоинства, как представителя всей православной Арзамасской Епископии! 

Благодарим Всемилостивого Спаса, что он сохранил Вас, как светильник светяй и горяй среди бурь и подводных камней воздвизаемого церковного моря и молитвенно желаем Вам, нашему опытному и твердому кормчему церковного корабля, здравия и благоденствия на многая лета!» 

Арзамасская епископия, как и абсолютное большинство ее приходов, в двадцатые годы прошедшего столетия продолжала подчиняться законному главе Православной Церкви патриарху Тихону без уклонения в обновленческий раскол. Безусловно, огромная заслуга в этом епископа Михаила. Целые приходы соседних епископий и благочиний, гнушаясь обновленческого раскола,  переходили под окормление арзамасского владыки. Были случаи, когда епископ Михаил принимал покаяние священников и из других губерний. Весьма показателен в этом следующий случай. 16 июня 1925 года на имя епископа Михаила пишет прошение протоиерей Федоровской церкви города Стерлитамака Уфимской епархии Анатолий Андреевич Цветаев:

«Уфимская епархия, как преддверие Сибири, возглавляемая митрополитом Петром, в 1923г. примкнула к обновленческому движению и захватила духовенство, даже не сочувствующее сему направлению. Стерлитамакский уезд, где я священствую с 1900 г., не имеет даже викарного епископа, который бы мог самостоятельно и убежденно защитить Православие… 

Во все время отделения от единой Православной церкви, душа моя смертельно болела – и вот теперь окончательно порвал свою связь с расколом обновленчества,… решил припасть к благостным стопам Вашего Преосвященства с моей всепокорнейшей просьбой – снять с моей тоскующей души хотя и невольный, но тяжкий грех раскола обновленчества, принять в ваше Богоспасаемое стадо, причислить к служителям алтаря Господня, разрешить мне священнослужение в православной церкви и назначить меня, недостойного протоиерея, священником в один из приходов Арзамасской епархии». 

Резолюция епископа Михаила от 17 июня 1925 года гласила:

«С любовью приемлю отца Анатолия в лоно Православной Церкви Христовой от обновленческого раскола. Предлагается очистить совесть исповедью перед отцом духовным. После чего благословляется о. иерею Анатолию священствие в пределах Арзамасской епископии. Временно причисляется сверхштатным священником к церкви села Стрелка Арзамасского уезда».

В этот же день о. Анатолий Цветаев в церкви Николаевской религиозной общины города Арзамаса принес покаяние перед духовным отцом протоиереем Иоанном Виноградовым.

Епископ Михаил оставил глубокий след в религиозной жизни арзамасского края в первое советское десятилетие.

В 1928 году владыка был арестован и репрессирован. В том же году почислен на покой. Скончался 7 августа 1929 года. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода

 

Епископ Дометиан (Горохов)  (14 июля 1928 — 16 октября 1932)

После ареста владыки Михаила в 1928 году его место занял епископ Дометиан Горохов.

Дометиан, в миру Дмитрий Дмитриевич Горохов, родился в 1885 году в Курской епархии. По окончании Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия, был назначен помощником инспектора академии. Трудился на этом поприще до ее закрытия. Получил степень магистра богословия. 1 августа 1928 году хиротонисан во епископа Арзамасского, викария Нижегородской епархии. Архивных документов периода его деятельности в Арзамасе не осталось.

3 октября 1932 года над ним состоялся  судебный процесс. Епископа обвинили в антисоветской деятельности. Процесс был громким и открытым, обвинения стандартными, перемешанные с вымыслом, в духе тридцатых годов. Неизвестно почему, но владыка Дометиан все обвинения признал, во всем сознался, даже в аморальных проступках. Наверное, поэтому приговор суда был необъяснимо мягким – условное лишение свободы.

Однако, дело Дометиана Горохова внесло соблазн в среду верующих. Церковные власти занялись служебным расследованием. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод вынес постановление:

«По делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за № 130) 

Слушали: рапорт Горьковского Епархиального совета на имя Преосвященного Заместителя от 30 сентября 1932 года за № 624 следующего содержания: «Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился – Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего, и пересылаем вырезки из «Нижегородской Коммуны» за 14 сентября № 214, за 18 сентября № 218 и за 20 сентября № 219.

Справка: газета «Арзамасская правда», № 276 и 218.

Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.

2. Принимая во внимание общий церковный соблазн, произведенный делом епископа Дометиана, теперь же отрешить его от кафедры епископа Арзамасского».

Три года Дометиан был под запрещением (по 3 октября 1935 года), лишен права к занятию архиерейских кафедр, ношения архиерейской мантии и панагии и был поручен особому наблюдению епархиального архиерея по местожительству. Сана лишен не был. Год смерти неизвестен.

Дело владыки Дометиана скрывает в себе явные противоречия. По одним источникам, его приговорили к условной мере наказания, по другим, он получил восемь лет строгого режима, но при этом оставался под надзором епархиального архиерея по местожительству. Вызывает недоумение и тот факт, что Горьковский Епархиальный совет подверг епископа Дометина церковному суду, основываясь лишь на газетных публикациях и даже не имея возможности лично допросить обвиняемого. «Нижегородская Коммуна» и «Арзамасская правда» писали то, что требовала богоборческая власть, поэтому рассчитывать на их беспристрастность легкомысленно. Политические процессы тридцатых годов, направленные против духовенства, почти всегда были грубо сфабрикованы, показания и признания арестованных выбивались в следственных тюрьмах. Неизвестно, по каким причинам епископ Дометиан признался в предъявленных обвинениях. Возможно, не вынес физических страданий, или, жертвуя своим благополучием, спасал других, или подчинился желаниям властей обезглавить Арзамасскую епископию.

За трехлетний период запрещения Дометиана в служении, на Арзамасской кафедре сменилось три архиерея.

 

Епископ Софроний (Старков) (16 — 22 октября 1932)

После скандального смещения с арзамасской кафедры епископа Дометиана, на его место назначен епископ Софроний Старков.

Епископ Софроний, в миру Сергий Прокопиевич Старков, родился в 1875 году в семье крестьянина Прокопия Старкова, жившего в селе Ильинка Троицкой волости Забайкальской области. Его мать, глубоко верующая женщина, научила сына читать и привила ему любовь «к учению книжному».

В 9 лет был определён в школу при Свято-Троицком Селенгинском монастыре, где провёл 2 года. Решением Селенгинского епископа Мелетия (Якимова) был направлен в Нерчинское духовное училище, где обучался с 1886 по 1890 год. В 1896 году окончил Иркутскую Духовную семинарию первым учеником по первому разряду.

1 августа 1896 года рукоположен архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а на следующий день — во иерея. С 1906 года служил в Чите. Указом от 19 октября 1912 года возведён в сан протоиерея.

Участвовал в работе Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918.

В июне 1918 года вместе с другими клириками, пытавшимися не допустить изъятие епархиального архива, был арестован и отправлен в городскую тюрьму. В конце августа 1918 года советская власть в крае пала, и все были освобождены.

Отсутствие в огромной Забайкальской епархии архиерея было острейшей проблемой. В конце 1921 года по согласованию с забайкальским духовенством Патриарх Тихон принял решение о восстановлении в Забайкальской епархии Селенгинской викарной кафедры, причём Селенгинский епископ должен был взять на себя временное управление всей епархией. Забайкальский епархиальный совет предложил кандидатуру вдового протоиерея Сергия Старкова. 26 марта 1922 года он уехал в Харбин за архиерейской хиротонией. 1 апреля 1922 года в храме Благовещения Божией Матери подворья Пекинской миссии в Харбине был пострижен епископом Мелетием (Заборовским) в иночество с именем Софроний в честь Софрония Иркутского. На следующий день возведён в сан архимандрита. 21 апреля —  во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии Дальне-Восточной митрополии. 2 мая 1922 года епископ Софроний вернулся в Читу.

В ночь на 13 января 1923 года владыка был арестован. Освобождён — в апреля этого же года.

В 1923 году уклонился в обновленческий раскол и в августе 1923 года ему было запрещено священнослужение за непризнание областной (обновленческой) церковной власти. В том же году принёс покаяние перед православными архиереями и принят в лоно церкви в сущем сане.

В конеце 1923 года был вновь арестован. В феврале 1924 года отправлен в Москву и оттуда выслан в Соловецкий лагерь особого назначения. В лагере работал на рыбном тоне. На свободу владыка вышел в 1927 году без права жительства в Сибири. Поселился в Ростове, затем переехал в Данилов. Несколько лет прожил на севере в Архангельской области.

3 октября 1932 года митрополитом Сергием назначен епископом Арзамасским, викарием Нижегородской епархии.

22 октября прибыл в Арзамас и сразу же направился в собор для встречи с клиром и верующими. В тот же день владыка скончался.

 

Епископ Серапион (Шевалеевский) (март 1933—1934)

Епископ Серапион, в миру Владимир Макарович Шевалеевский, родился  3 (15)  июля 1873, в селе Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

В 1898 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898  по 1899 годы являлся учителем Кермисинской второклассной церковно-приходской школы Тамбовской губернии и  Старооскольского духовного училища.

С 6 июня 1902 года — иерей. Служил в соборной церкви города Короч Курской епархии, также был противосектантским миссионером. С 15 июня 1905 года  — помощник смотрителя Белгородского духовного училища. С 1907 года — наблюдатель церковных школ в Гродненской и Тверской епархиях. С 13 июля 1913 года — протоиерей, наблюдатель церковно-приходских школ Полоцкой епархии.

В 1917-1918 годы участвовал в деятельности Всероссийского Поместного Собора в качестве заместителя епископа Двинского Пантелеимона (Рожновского), управляющего Полоцкой епархией. В этот же период преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Витебской духовной семинарии.

Вернувшись в Тамбовскую епархию, продолжил священнослужение. В 1920-е годы неоднократно арестовывался, подвергался репрессиям и направлялся в ссылки.

8 сентября 1928 года хиротонисан во епископа Моршанского Тамбовской епархии. В марте 1933 гшода шестидесятилетний пастырь назначается епископом Арзамасским.

1 марта 1934 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в деревню Кочпон Усть-Сысольска (Сыктывкара) Коми (Зырян) автономной области.

Воспоминания о жизни арестованных архиереев и простых верующих, в том числе владыки Серапиона, дошли до наших дней.

«Для большинства из архиереев ссылка в Коми край стала одним из этапов их мученического пути, и лишь немногим довелось выжить. Все ссыльные, в том числе и духовенство, находились под постоянным контролем ОГПУ-НКВД. Последние опасались «разлагающего» влияния ссыльного православного духовенства на жителей Коми АО. К тому были серьезные основания. Ссыльные, в отличие от заключенных, не были изолированы от местного населения и могли свободно передвигаться в пределах сельсовета, в который они были определены на жительство.

Крестьяне с уважением относились к православным пастырям (а к архиереям особенно), для них они были понятны, к ним относились как к страдающим за веру. К тому же ссыльному духовенству было легче устанавливать контакты с коми, поскольку они имели помощников в лице местных священников, как правило, хорошо знавших коми язык. Ссыльных архиереев направляли в большие села (уездные или волостные центры). Там же, а также в окрестных деревнях, помещали и других ссыльных священников. Для властей так было удобнее – облегчался контроль. Но тем самым они, сами того не желая, способствовали консолидации ссыльных.

Примером такой общины, включающей как ссыльное духовенство, так и ссыльных-мирян, а также местных жителей (в том числе и приходских священников), было сообщество, сложившееся в первой половине 30-х гг. в деревне Кочпон под Сыктывкаром. Духовным лидером этой общины был епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев). По воскресным дням в доме владыки собирались ссыльные архиереи (епископ Арзамасский Серапион, архиепископ Вологодский Стефан), священники и миряне для молитвенного общения и беседы, при местном храме под руководством владыки Германа был организован кружок любителей церковного пения. Члены сообщества по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь священникам, находившимся в лагерях.

Ссыльным архиереям было запрещено служение в храме, но ни один из них не прекратил пастырскую деятельность. Если посещение храма по каким-либо причинам было невозможным, создавались домашние церкви.

Для многих священников роковым стал 1937 год. В их числе – владыки Герман (Ряшенцев) и Серапион (Шевалеевский). Для владыки Германа ссылка в Коми край была уже третьей, кроме того, он 3 года провел в Соловецком ЛОН. В 1937г. истек срок его последней трехлетней ссылки, которую он отбывал в Усть-Куломском районе, и в Кочпоне он жил уже как «вольный». Владыка Серапион тоже неоднократно арестовывался, отбыл трехлетнюю ссылку, жил в Сыктывкаре (до истечения срока ссылки оставался месяц). Владык и еще 11 человек арестовали в феврале 1937 г. Их обвиняли в создании контрреволюционной организации «Священная дружина» (такое название чекисты придумали для вышеупомянутой общины ссыльного духовенства и мирян) по статье 58-10 УК РСФСР. 13 сентября 1937 г. владыка Герман и владыка Серапион были приговорены к высшей мере наказания и через два дня расстреляны в Сыктывкаре. Делалось это в тайне, так что находившиеся на свободе архиереи не знали об их смерти».

27 октября 1943 года Патриарх Сергий направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление:

«В Совет по делам православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР. Председателю Совета Георгию Григорьевичу Карпову.

Патриарха Московского Сергия (Страгородского Ивана Николаевича).

Заявление. Прошу Вас возбудить пред Правительством СССР ходатайство об амнистии перечисленным в прилагаемом списке лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением.

Я не беру на себя решать вопрос, насколько эти лица заслужили отбываемое ими наказание. Но я питаю уверенность, что оказанная со стороны Правительства милость побудит их (и даст возможность) приложить всё своё старание, чтобы показать свою лояльность правительству СССР и без следа загладить прошлую вину.

Сергий, Патриарх Московский и Всея Руси.

27 октября 1943г.»

К заявлению был приложен список 26 священнослужителей, в который входили: митрополиты Евгений (Зернов), Павел (Борисовский), архиепископы Ювеналий (Масловский), Алексий (Кузнецов), Павлин (Крошечкин), Мефодий (Абрамкин), Онуфрий (Гагалюк), епископы Венедикт (Алентов), Григорий (Козлов), Тихон (Шарапов), Ираклий (Попов), Иннокентий (Никифоров), Онисим (Пылаев), Иннокентий (Тихонов), Макарий (Звездов), Серапион (Шевалеевский), Николай (Могилевский), Иоанн (Широков), Иннокентий (Клодецкий), Антоний (Панкеев), Вениамин (Иванов), Феодор (Смирнов), Вячеслав (Шкурка), Григорий (Козырев), архимандрит Афанасий (Егоров) и протоиерей Адаменко.

Но все, поименованные в этом списке, к тому времени были уже расстреляны.

Владыка Серапион был арестован в ссылке еще 24 февраля 1937. К тому времени был уже пожилым и больным человеком. На следствии виновным себя не признал. 13 сентября того же года приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД Коми АССР по «делу контрреволюционной группы церковников «Священная дружина». Расстрелян 15 сентября 1937.

 

Архиепископ Венедикт (Алентов)  (5 декабря 1934 — 12 марта 1935)

С 5 декабря 1934 года Арзамасское викарство возглавляе твладыка Венедикт.

Архиепископ Венедикт, в миру Виталий Александрович Алентов, родился в семье священника 18 (30) апреля 1888, в селе Векшинки, Вологодской губернии. В  1913  году  окончил Петроградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии был профессорским стипендиатом при Академии. В этом же году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха в Почаевской      Лавре архиепископом Антонием (Храповицким).

С 19 сентября 1914 года — преподаватель Московской духовной семинарии. За исследование  «О Таинствах» в 1917 году получил звание магистра богословия.

С 1919 года — в числе братии Московского Данилова монастыря. 7 марта 1921 года хиротонисан во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. В 1921 году обвинён в «нарушении декрета об отделении Церкви от государства», но оправдан.

6 февраля 1927 года вновь арестован. Находился в доме предварительного заключения. 20 апреля 1927 года мера пресечения была изменена на подписку о невыезде.

5 декабря 1934 года владыка Венедикт Алентов был назначен епископом Арзамасским, но епархию практически не окормлял и даже не приезжал в город. 12 марта 1935 года — епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии. С 20 февраля 1936 года — епископ Тамбовский и Мичуринский. В том же году возведён в сан архиепископа.

28 апреля 1937 года арестован органами НКВД и содержался под стражей в тюрьме Мичуринска. Решением Тройки УНКВД по Тамбовской области от 6 декабря 1937 года приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 20 января 1938 года.

 

Архиепископ Стефан (Андриашенко) (22 мая — ноябрь 1935)

Следующим Арзамасским архиереем, к сожалению тоже только формально, стал владыка Стефан (Андриашенко).

Архиепископ Стефан, в миру Степан Максимович Адриашенко или Андриашенко, родился  25 октября 1870, в деревне Красный Кут, Екатеринославской губернии. В 1894 году окончил Екатернославскую духовную семинарию. 26 сентября 1894 года рукоположён в сан иерея. В 1896 году окончил три курса медицинского университета.

7 мая 1924 года в Крестовоздвиженской церковь в Екатеринославе пострижен в монашество. 11 мая 1924 года хиротонисан во епископа Александровского, викария Днепропетровской епархии. В 1924 году был арестован и выслан в Харьков без права выезда. В 1926 году последовал новый арест и приговор  к 3 годам ссылки в Казахстан.

В 1926 году титул владыки изменён на «Александровский и Павлоградский». С 13 декабря 1933 года — епископ Рыльский, викарий Курской епархии. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа.

9 мая 1935 года владыка назначается архиепископом Арзамасским, викарием Горьковской епархии.

В конце 1935 года – новый арест. В 1936 году приговорён к  5 годам ссылки в Архангельск. В 1940 году отбыл срок. Проживал в Архангельске.

14 февраля 1941 года вновь арестован в Архангельске. Приговорён к восьми годам ИТЛ. Умер в лагере приблизительно в 1941 году.

 

Архиепископ Митрофан (Гринев) (25 ноября 1935—1937)

Последним архипастырем Арзамасской епископии был Митрофан (Гринев).

Архиепископ Митрофан, в миру Васи́лий Васильевич Гринёв, родился 17 января 1873, в Воронеже  в семье личного дворянина. Окончил гимназию, археологический институт, Николаевскую военную академию. До1912 — преподаватель кадетского корпуса в Москве, подполковник.

Был пострижен в монашество, 12 июня 1919 рукоположен в иеродиакона,  14 мая 1920 — во иеромонаха, затем — архимандрита. Был настоятелем Задонского монастыря.

27 июня 1921 года хиротонисан во епископа Аксайского. В 1923 за «контрреволюционную деятельность» осужден на три года лишения свободы. Срок отбывал в Соловецком лагере. С 1926 находился в ссылке в городе Алатырь Ульяновской губернии.

Сторонник Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). С 16 сентября 1927 — епископ Алатырский, викарий Ульяновской епархии и временно управляющий Чувашской епархией. С 29 октября 1930 — епископ Ульяновский. Управлял епархией в непростой ситуации, будучи вынужденным противостоять не только обновленцам, но и сильному в этом регионе «григорианскому движению» — церковному расколу, выступавшему против Патриаршества и первоначально поддержанному Советской властью.

 митрофан-гринев-второй-слев

Владыка Митрофан — второй слева

В 1932 году был арестован и обвинён в том, что «группировал вокруг себя весь церковный антисоветский актив, систематически проводя среди таковых агитацию, а также в произносимых им во время богослужений проповедях говорил о недолговечности Советской власти, предсказывая восстановление и торжество религии, о гонениях на Церковь при советской власти, как о гонении на неё в период Римской империи». 10 января 1933 года осуждён к трём годам ссылки в Северный край. После этого16 июня 1933 официально уволен на покой, то есть освобождён от управления епархией.

В августе 1935 года вернулся в Ульяновск. Повальные аресты архиереев, приводившие к запустению кафедр, вынудили владыку Митрофана вновь вступить на пастырское поприще. 12 ноября 1935 года он назначается епископом Арзамасским. Город в то время лишился всех своих храмов, за исключением кладбищенской церкви Серафима Саровского и Смоленской в селе Выездном. Количество верующих, клириков и монашествующих, проживавших до этого времени в городе стремительно сокращалось из-за ежедневных арестов. Зато регулярно пополнялось число заключенных в Арзамасской тюрьме. Неизвестно где и как служил епископ Митрофан, и был ли он вообще в городе. О его  жизни известно, лишь что был он аскет, постник и усердный молитвенник. В храм и другие места ходил всегда пешком, подражая в этом апостолам. В церкви бывал ежедневно. Очень любил читать акафисты. Когда он молился, то весь погружался в молитвенное состояние и тогда не замечал окружающей его обстановки. Христа Спасителя, Пречистую Матерь и святых угодников любил чистосердечно и по-детски. После каждой службы обязательно говорил поучение. Речь его была простая, ясная и понятная. Говорил исключительно о Христе, о Божией Матери и о жизни святых. Людям всегда был доступен. Всех он старался согреть отеческой лаской и любовью. Народ его почитал и уважал. Болезни телесные, которые в последние годы его жизни особенно посещали, он переносил безропотно, с полной преданностью воле Божией

По состоянию здоровья владыка был уволен на покой, но в 1937 году опять арестован Ульяновским горотделом НКВД и обвинен в «организации и руководстве церковно-монархической, фашистско-повстанческой контрреволюционной организации». По этому делу привлечены к суду были 78 представителей духовенства и мирян. В декабре решением тройки при УНКВД по Куйбышевской области владыка Митрофан и ещё 69 человек были приговорены к расстрелу.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна 

Перейти к верхней панели