Николай Михайлович Щегольков родился 18 апреля 1856 года в семье Михаила Федоровича и Глафиры Сергеевны (урожденной Скоблиной). Мальчик рос болезненным и до 2,5 лет не мог ходить. Кроме него в семье родилось еще пятеро сыновей, но все они умерли в младенчестве, поэтому родители воссылали горячие молитвы к Богу, прося сохранить и исцелить их оставшегося в живых ребенка. И по их вере случилось чудо – после молебна перед Животворящим Крестом Господнем, находившемся в Ильинской церкви Арзамаса, мальчика приложили к святыне и, к изумлению родителей, он сделал первые шаги, а вскоре стал хорошо ходить. Благодарность Богу за это исцеление Николай Михайлович сохранил в своем сердце до конца дней. Долгое время он оставался единственным ребенком в семье и лишь через семнадцать лет, в 1873 году у Щегольковых родилась дочь Варвара, умершая, к сожалению, в январе 1894 года.
В положенное время Николай был отдан в городское училище, по окончании которого стал помогать отцу в торговых делах – продавать меха. Торговля приносила семье хороший доход и требовала расширения поля деятельности. Вскоре Николай отделился от родителя, начал самостоятельно скупать готовые меха в пригородных селах – Кирилловке и Ямской Слободе (сейчас Заречное), а затем отвозить их на ярмарки. В доме Николая Михайловича трудилось до пятнадцати наемных рабочих, но сам он долгое время оставался мещанином, жил в небольшом домике, одевался просто, никогда не пил и не курил.
Еще в 1884 году Щегольков женился на Вере Михайловне Мищенко, уроженке Киева, проживавшей у дяди в городе Зарайске. Через два года у них родился первенец Сергей, умерший в младенчестве. Подобная участь ожидала еще троих детей Николая Михайловича. Лишь два сына – Михаил и Федор остались в живых, но только один пережил своих родителей. 30 апреля 1908 года умерла от туберкулеза жена.
Помимо своего основного занятия, торговлей мехами, Николай Михайлович занимался изучением истории арзамасской земли. Он работал в архивохранилищах, встречался со старожилами города, собирал старинные легенды и оставшиеся памятники былой старины – летописи, дневники и т. п. Будучи глубоко верующим человеком, он стремился возродить былое благочестие арзамасцев, раскрыть перед ними историю города, неразрывно связанную с Православием. 23 марта 1903 года по его инициативе в Арзамасе открывается Общество хоругвеносцев во имя благоверного князя Александра Невского, делопроизводителем которого становится Николай Михайлович. Целью общества было укрепление веры и Православия. В городе возрождаются забытые крестные ходы, в которых принимает участие множество народа. 16 сентября 1912 года по инициативе общества организуется крестный ход арзамасцев на Всехсвятское городское кладбище к братской могиле русских воинов, участников Бородинского сражения. В 1915 году члены общества ходатайствуют перед городской управой, которую тогда возглавлял Н. Щегольков, о запрещении гуляний с музыкой и пением, а также работы кинематографа и других увеселительных учреждений накануне церковных праздников.
В 1903 году во время обретения мощей преподобного Серафима Саровского, Николай Михайлович выступил с инициативой возобновления запущенного храма на Тихвинском кладбище уже во имя новопрославленного угодника Божия. 17 июля 1906 года храм в честь преподобного Серафима Саровского был освящен епископом Нижегородским Назарием. Торжества по этому случаю в городе продолжались три дня. 19 июля был совершен первый крестный ход в церковь преподобного Серафима. Щегольков принес в этот храм многие свои родовые святыни. Среди них – икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, сделанная по совету матери на первые собственные деньги Николая, полученные за славление Христа на Рождество 1865 года. Здесь был и образ Божией Матери «Знамение», написанный с Понетаевской чудотворной иконы. Благодаря молитвам перед этим образом удачно завершилась операция сестре Варваре и чудесным образом избавлен заключения отец – Михаил Федорович. В этот храм была пожертвована Николаем Михайловичем также пелена на престол в память об упокоении жены – Веры Михайловны.
Не имея исторического образования, Щегольков оставил большой след в исследованиях по истории арзамасской земли. Его по праву можно считать первым краеведом Арзамаса. В 1895 году в журнале «Волгарь» вышла его статья «Чествование боярина Ф.М. Ртищева», в 1896 – статья «Посещение Поволжья императрицей Екатериной в 1767 году». В 1899 году написан очерк «Золотой век Арзамаса» и жизнеописание основателя Саровской пустыни иеросхимонаха Иоанна, опубликованные в «Нижегородских епархиальных ведомостях». В 1900 году выходит в свет очерк «Достопамятный арзамасец Иван Сальников». В 1903 Николай Михайлович издает подробный путеводитель по Сарову с жизнеописанием преподобного Серафима Саровского. В 1909 публикуется отдельной книжкой труд «Арзамасский Воскресенский собор». В 1911 году появляется книга – дело всей жизни Щеголькова – «Исторические сведения о городе Арзамасе». Материал для нее писатель собирал более сорока лет.
В разное время Щегольков был членом попечительского совета городского училища, попечителем кладбищенской Тихвинской церкви, старостой Владимирской церкви, помощником старосты Воскресенского собора. 8 марта 1917 года Николай Михайлович по собственной воле оставил пост городского головы, оставаясь делопроизводителем общества хоругвеносцев. 27 марта 1919 года умер старший сын Михаил, работавший школьным учителем. Большевики несколько раз пытались арестовать «ярого монархиста-черносотенца», как именовали Николая Михайловича, но его спасало Божие заступничество и ходатайства младшего сына Федора, служившего командиром в Красной Армии. Федор Николаевич после окончания Гражданской войны оставил службу в армии и продолжил ремесло отца – стал кустарем-скорняком. Есть сведения, что в 1930-х годах он оставался заместителем председателя Тихвинской религиозной общины Серафимовского храма.
13 ноября 1919 года в 7 часов утра Николай Михайлович скончался.
В советское время имя Щеголькова было предано забвению и очернено и только в начале девяностых годов прошлого века арзамасцы вспомнили своего благочестивого краеведа. Сначала репринтом издается его книга «Исторические сведения о городе Арзамасе», затем из-под мусора освобождается могила на Тихвинском кладбище и служатся первые панихиды по рабу Божьему Николаю. Потом открываются мемориальные доски: на месте его дома (бывшая кондитерская фабрика) и на здании бывшей городской управы.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна