Протоиерей Николай Попов

попов_(2)Николай Сергеевич Попов родился он в 1893 году в селе Кичменчском Городке Вологодской губернии в потомственной сельской священнической семье. В 1905 году, когда Николай только что начинал учиться в духовном училище,  умер его отец. «Мать осталась с большой семьей в семь человек детей, а потому юношеские годы прошли не блестяще», — позже писал в своей биографии отец Николай. В 1912 году он становится псаломщиком, а в январе 1915 года — женится и рукополагается в диаконы своей сельской церкви.

После революции дьякон Николай служит в разных приходах — в Тотьме, в Иваново-Вознесенске и, наконец, оказывается в городе Горьком. Там, в удостаивается сана протодиакона. К этому времени у отца Николая была уже большая семья  – три дочери и сын. Старшая дочь Елена вышла замуж за военного и  проживала в Тотьме. Как рассказывала другая дочь батюшки Софья Николаевна Карпычева, по совету отца ей пришлось прервать всякое общение с родительским домом, чтобы не скомпрометировать мужа. В Горький она приезжала тайком и очень редко.

Постоянная опасность ареста сделала отца Николая осторожным и в словах и в делах. Дети и даже жена часто не знали приходящих к ним людей – знакомых по церковной службе. Отец Николай вел разговоры с ними за закрытой дверью, не посвящая домашних в свои дела. И это было не напрасно. Софья Николаевна вспоминает, что ходили к ним в гости две женщины-прихожанки, общались с детьми, звали к себе домой, угощали сладостями и в то же время выспрашивали, чем занимается отец, с кем встречается, о чем говорит. Позже выяснилось, что работали они в ГПУ.

К середине 30-х годов повальные аресты захлестнули духовенство, церкви повсеместно закрывались, страх оказаться за решеткой овладевал многими. Именно в эти годы отец Николай окончательно потерял связь со всеми многочисленными близкими родственниками, которые, занимая подчас высокое положение в советском обществе, боялись опорочить себя родством со священником. А сам Николай Попов отказываться от веры не собирался, полностью полагаясь на Промысел Божий, спасавший его не раз от неминуемого ареста. У порога дома он всегда держал наготове вещевой мешок, чтобы иметь возможность вовремя уйти в случае опасности.

Когда в августе 1938 года арестовали последнего священника его церкви – отца Михаила Зотова, протодиакон Николай  понял, что следующая очередь за ним. Взяв котомку, он направился к дому отца Михаила, удостоверился от заплаканной матушки в его аресте, в последний раз прибрался в алтаре храма и, заперев церковь, ушел, никому не сказав куда.

Он сумел устроиться на Горьковский химический завод грузчиком. Его непосредственный начальник, отнесся с пониманием, и не  стал спрашивать документов. Затем, видя его исполнительность, перевел в бригадиры упаковщиков, а в апреле 1939 года назначил завскладом, где Попов и проработал до декабря.  Но, эта должность уже была ответственной, требующая анкетных данных. Выяснилось диаконский сан Николая Попова, заскрипели перья доносителей, и вновь нависла угроза ареста. Директор предприятия, не хотевший для себя лишних разбирательств и проблем, посоветовал Попову незаметно уйти, без отчетов и заявлений. И снова котомка за плечами и расставание с семьей, правда, на этот раз недолгое. Буквально на следующий день Николай был принят «артистом» хора в оперный театр Горького, где в то время оказалось много знакомых по церкви певчих…

 попов_(2)+

С началом войны, когда политика по отношению к духовенству несколько смягчилась и стали открывать кое-где храмы, отец Николай снова стал служить. В середине 1942 года его переводят в только что открывшуюся церковь села Выездного Арзамасского района. Семья диакона поначалу оставалась в Горьком и лишь спустя некоторое время перебралась  в Арзамас.

Зима 1942-1943 годов выдалась суровой. В храме не было ни пола, ни печек, ни стекол в окнах. Служить приходилось в тяжелейших условиях. По настеленным наспех половицам едва можно было ходить, ветер гулял в оконных проемах, снег и иней оседал на иконостасах. Священники наливали кипяток в стеклянные бутылки, привязывали их под рясами к спине и груди и так совершали богослужения. Недостающее убранство полуразоренного храма восполняли из закрытых сельских церквей. В Смоленской церкви Выездного диакон Николай был рукоположен в пресвитеры.

С открытием Воскресенского собора Арзамаса, отец Николай переводится в него. Поначалу служили в летнем храме, состояние которого считалось довольно сносным по сравнению с зимней церковью, где не было ни иконостаса, ни какого-либо внутреннего убранства. При всем этом оба действующих храма арзамасской округи  — Смоленская церковь и Воскресенский собор — были переполнены верующими. Арзамасцы не только молились, они вносили посильный материальный вклад в дело победы. Какова точная сумма пожертвований фронту – не известно,  но дошли правительственные телеграммы, от имени И. В. Сталина, направленные священнику Николаю Попову. В них выражается благодарность верующим за помощь фронту:

«Из Москвы 1471. 40. 12. 10. 35.

Высшая правительственная

Арзамас Горьковской области

Священнику Николаю Попову

Прошу передать верующим Выездновской общины города Арзамаса собравшим дополнительно 240 000 рублей на строительство эскадрильи самолетов имени Александра Невского мой привет и благодарность Красной Армии

12 апреля 1943г.

И. Сталин»

 

«Из Москвы 1835. 45.1. 12.31. 103-10

Высшая правительственная

Арзамас Горьковской области

Священнику Николаю Попову

Прошу передать духовенству и верующим города Арзамаса собравшим 20 000 рублей фонд обороны Союза ССР мой привет и благодарность Красной Армии

1 октября 1944г.                                     

И. Сталин»

 

«Из Москвы

Высшая правительственная

Арзамас Горьковской области

Священнику Николаю Попову

Прошу передать духовенству и верующим города Арзамаса собравшим 25.000 рублей фонд обороны Союза ССР мой привет и благодарность Красной Армии

Февраль 1945г.

И. Сталин». 

С величайшей радостью восприняли верующие Арзамаса известие об избрании 8 сентября 1943 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. От имени арзамасцев с этим событием предстоятеля поздравил священник Николай Попов. В № 2 возрожденного «Журнала Московской Патриархии» были опубликованы приветственные телеграммы, полученные Патриархом Сергием из-за границы и СССР. Под заголовком «С родины Святейшего Патриарха» в издании размещено поздравление из Арзамаса:

«Из Арзамаса Москва. Патриарху Сергию

От лица всех верующих арзамаса поздравляю с избранием на высокий пост. Многая лета Патриарху всея России.

Священник Николай Попов». 

 телеграмма

Но, недолго отец Николай оставался в Арзамасе. Его, как опытного священника, переводили для восстановления приходской жизни в открываемые храмы области. Он служил и в селе Арефино, и в селе Саконы, и в городе Кулебаки, и в Чкаловском районе. Но всегда душа его рвалась в Арзамас, который он успел полюбить, в котором у него оставалась семья. Духовенство города считало за честь советоваться во всех делах с отцом Николаем, любило его за безотказность, готовность помочь и словом и делом. Не забывал и батюшка арзамасских церквей: когда предоставлялась возможность, ходатайствовал перед Горьковским архиереем и уполномоченным по делам религий о пополнении их убранства имуществом недействующих храмов, которое постепенно расхищалось на местах. Так, например, село Котунки Чкаловского района, в котором он недолго служил, попало, как и многие другие селения, в черту Горьковского водохранилища и было затоплено. Отец Николай добился того, чтобы имущество погубленного храма было передано в Арзамасские церкви.

8 марта 1960 года протоиерей Николай Попов мирно отошел ко Господу. Хоронить батюшку собрался не только весь Арзамас, где все последние годы у него проживала семья, приехало духовенство из отдаленных мест и соседних областей. Отпевание проходило в Воскресенском кафедральном соборе. Знаменательно, что это было время начавшихся новых, хрущевских,  гонений на Церковь. Но, не смотря на это, власти не могли помешать проводить в последний путь известного и любимого всеми священника. Траурная процессия растянулась от собора до Тихвинского кладбища.  Провожали человека,  отдавшего все свои силы не только на возрождение храмов, но и на воскрешение веры в заблудших человеческих душах.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели