Высогорская Вознесенская мужская пустынь

voznesenskaya_cerkov_(1)

Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась  в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города  Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни.
Разрешение было получено и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители.

Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов  были быстро  поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год  на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители  были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь.

В декабре 1718 года он подал  челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви  в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя  святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

Монастырь был основан, но просуществовал  недолго. Эта обитель в красивом глухом лесу привлекала разбойников и грабителей. Четырежды подвергался монастырь их нападению. Легко ускользали разбойники от властей в непроходимых  арзамасских лесах. Иноки решили оставить его, а все монастырское имущество, ризницу,  колокола перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь. По одним данным это произошло в 1731 году, по другим в 1734 году. Обитель опустела,  а вскоре и вовсе была разрушена. Запустение длилось около  девяти лет.

В 1743 году, во время правления Елизаветы Петровны, жители Арзамаса вновь обратились в Святейший Синод, прося благословения на возобновление обители. Они просили  вернуть прежнее имущество и поручить монастырь ведомству Арзамасского духовного правления  под наблюдением настоятеля Спасского монастыря. Епископу Нижегородскому и Алатырскому Преосвященному Дмитрию Сеченову 18 марта 1743года последовал указ – перевести прежних монахов в Высокогорскую пустынь, а в случае их смерти отправить надлежащее число братии туда из Спасского монастыря. Возобновленный монастырь был построен не на старом месте,  а на самой вершине горы, в глубине леса.

В 1745 году здесь была сооружена теплая трехпрестольная каменная Вознесенская церковь с приделами в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. М был назван Высокогорской пустошью, а по главному престолу храма – Вознесенской. Много усилий для восстановления обители приложили арзамасские помещики, благотворители арзамасского уезда, обустроившие почти всю пустынь за свой счет. В это время Высокогорская пустынь не имела никаких материальных выгод: ни жалованья, ни руги, ни вотчин, ни земель, ни пустошей, ни лесных и сенных угодий, ни рыбных ловель, ни соляных варниц. Число братии было 8 человек.

25 июля 1759 года после ремонта была освящена теплая каменная церковь в честь Вознесения Господня. 13 декабря 1763 года освящен в этой церкви  придел во имя мученников Флора и Лавра (ранее не упоминаемый, возможно вместо придела в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесен во вторую церковь). В 1767 году освящен придел во имя благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. В 1768 году освящена вторая каменная церковь в честь новоявленного святителя Димитрия Ростовского чудотворца (позднее – Покровская церковь). В 1774 году вторично отремонтирована и освящена церковь в честь Вознесения Господня.

kolokolnya_voznesenskoy_cer

С 1779 года Высокогорская пустынь числилась приписной к Саровской. Что послужило этому – неизвестно. Но, правила общежития, молитвословия, трапеза, одежда, послушания стали здесь такими, как в Саровской обители, и сохранились на многие годы. Арзамасское общество положило монастырю «ругу» — государственное жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами,  в 50 рублей, а потом ее и удвоило. Общество выплачивало ее регулярно, вплоть до 1779 года, но после уменьшило ее до 40 рублей. У монастыря появились собственные благотворители: князья Хованские, Путятины, Максутовы, Куракины; генеральша Анна Кречетникова, помещики Раевские, Панютины, Чемодановы, Полчениновы, Лялины, Микулины; купцы: Подсосовы, Сальниковы, Корниловы, Масленниковы и другие. Благоволил монастырю и Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов и его отец Алексей Иванович.

В 1784 году монастырь был обнесен со всех сторон каменными стенами с башнями, в следующем году над святыми воротами начали строить каменную колокольню, которая существовала до советских времен.
В 1798 году по распоряжению Казенной палаты для монастыря была отведена рыбная ловля на реке Теше, две мельницы и тридцать десятин земли в разных местах Нижегородской губернии, отдано в вечное владение пустыни 1700 кв. сажень земли с растущим на ней крупным лесом. С этого времени жизнь в монастыре стала улучшаться. Посещавшие его паломники отмечали, что монастырь удобно расположен и хорошо обустроен.

В этом же 1798 году епископ Нижегородский и Арзамасский Павел, который часто посещал обитель, знал монашествующих и опасался  из-за малочисленности закрытия монастыря, ходатайствовал перед Святейшим Синодом о включении его в число семибратских, без милостынного содержания в 300 рублей. Епископ заверял Святейший Синод, что обитель может существовать и без жалования от казны. Монастырь стал жить на свои средства. С этого времени он уже не состоял в ведении Саровской обители, а находился под началом Нижегородского епархиального начальства и под покровительством гражданского ведомства.

В 1823 году в Арзамасе обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин по просьбе  нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу XIX века у монастыря было три часовни, одна в Арзамасе и две на Высокой горе: деревянная с резным распятием во весь рост Спасителя и малая, перекрестная, при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений.

В 1845 году на Высокой горе окончили строительство второго, теплого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм имел два придела: в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителей Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. План для постройки  этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков.

В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена домовая однопрестольная церковь во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского, освещенная после 1861 года. В это же время обитель была вновь приписана к Саровской пустыни, и в ней действовал общежительский устав.

К началу ХХ века в монастыре было три церкви: соборная холодная в честь Вознесения Христова, теплая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, домовая во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского. Над святыми створчатыми вратами высилась четырехъярусная колокольня с 10 колоколами.

Из хозяйственных построек были два каменных двухэтажных келейных корпуса, каменный трехэтажный корпус, два верхних этажа которого занимали монахи, а нижний был отведен для трапезной, келарни, пекарни, квасоварни и погреба. Неподалеку располагался архиерейский корпус. В монастыре был глубокий колодец, над которым возвышалось каменное здание, отапливаемое в зимнее время. Вода из него подавалась с помощью машины в келарню. Зерновые припасы хранились в каменной житнице. На територии монастыря рос фруктовый сад. Все монастырское хозяйство было обнесено высокой, в два аршина, каменной стеной, имеющей пять восьмигранных башен и двое ворот.

За монастырской стеной для гостей и паломников был построили каменный гостиный корпус с деревянным каретным сараем, двумя конюшнями, подъездным сараем с сушилами. Метрах в шестидесяти от монастырской стены стоял скотный двор. Был у монастыря и свой погреб, и деревянная баня, и дровяник, и пчельник, два огорода и два капустника. Монастырь владел двумя мельницами: ветряной и водяной.

Монастырь отличался издавна заведенным гостеприимством. Он посещался многими паломниками. Ежегодно в праздник Вознесения из Арзамаса устраивался крестный ход. К этому времени в обитель стекались целые толпы богомольцев. Приходящие странники селились в гостиничном корпусе и пользовались братской трапезой. Для женщин-паломниц был построен отдельный деревянный двухэтажный гостиный корпус (коло  1888 года). Возле стен монастыря в день Вознесения устраивали небольшую ярмарку, а на лугу – народные гуляния.

В 1904 году по сведениям, взятым из книги «Православные монастыри Российской Империи», в обители проживало 10 монахов и 40 послушников. В монастыре пребывали чудотворные иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Иверская».

4 января 1921 года постановлением Арзамасского уездного исполкома  обитель была ликвидирована. В настоящее время в на ее территории располагается ФКУ «Арзамасская воспитательная колония» ГУ ФСИН России по Нижегородской области.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Перейти к верхней панели